Тарифная политика
Среди основных направлений развития тарифной политики в области обращения с отходами можно выделить 5 наиболее приоритетных:
разделение потоков отходов по видам и оплата услуг по сбору, накоплению, транспортированию и ликвидации всех видов отходов дифференцировано;
охват всех отходообразователей услугой по сбору, накоплению, транспортированию и ликвидации отходов;
установление средневзвешенных тарифов для территории, обслуживаемой одним объектом размещения отходов;
установление дифференцированных тарифов для смешанных и раздельно собранных отходов;
упорядочение движения финансовых потоков среди всех участников системы обращения с отходами.
Разделение потоков отходов по видам
На сегодняшний в состав ТКО, в частности от населения, попадают разнообразные опасные отходы (ртутьсодержащие, медицинские и т.п.), система раздельного сбора которых не налажена. Соответственно оплата их сбора, накопления, транспортирования и ликвидации не осуществляется.
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 29.04.2016 N 211-рп)
Выделение этих отходов в отдельный поток потребует установления отдельных тарифов на их сбор, накопление, транспортирование и ликвидацию.
Для населения, возможно, затраты на переработку опасных отходов должны быть включены в тариф на захоронение ТКО.
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 29.04.2016 N 211-рп)
Охват всех отходообразователей
Организация сбора отходов, в частности твердых коммунальных отходов, в сельских населенных пунктах и от частных домовладений, как правило, связана с более высокими затратами и сложностями по сбору платежей за данную услугу и, зачастую, осуществляется за счет средств бюджета муниципальных образований.
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 29.04.2016 N 211-рп)
Охват всех отходообразователей услугой по сбору, накоплению, транспортированию и ликвидации отходов должно сопровождаться и их охватом оплатой данной услуги.
В связи с этим перспективной является, например, система сбора ТКО в специальные пакеты, которые распространяются в магазинах, пунктах связи и т.п. и в стоимость которых уже включены затраты на сбор, накопление, транспортирование и ликвидацию. Жители просто приобретают данные пакеты, складывают в них отходы и по установленному графику выносят на улицу по маршруту проезда мусоровоза.
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 29.04.2016 N 211-рп)
Установление средневзвешенных тарифов
Развитие сети объектов размещения отходов, связанное с их укрупнением приведет к тому, что несколько населенных пунктов, отличающихся по численности населения и удаленности, будут размещать свои отходы на одном полигоне отходов.
При этом тариф на захоронение отходов устанавливается единым для всех.
Исключительно на основе территориально-административного деления создание справедливой конкурентной среды невозможно, т.к. вывозить мусор из крупных населенных пунктов значительно рентабельнее, чем из остальных населенных пунктов. Неравные условия по затратам на удаление отходов, связанные с разными затратами на транспортирование из-за разных расстояний пробега техники, могут быть компенсированы.
Возможны два варианта:
для всех удаленных населенных пунктов устанавливается тариф, нормативно рассчитанный для населенного пункта, находящего в наиболее выгодных условиях, а издержки, связанные с более высокой стоимостью вывоза ТКО из других населенных пунктов, оплачиваются из бюджета;
(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 29.04.2016 N 211-рп)
деление территории на лоты в целях создания конкурентной среды и привлечения частных инвестиций в отрасль услуг по санитарной очистке - территория, обслуживаемая одним населенным пунктом, делится на некоторое количество прибыльных для перевозчика участков, а к каждому из этих участков привязывается обслуживание заведомо нерентабельных удаленных территорий и таким образом формируются лоты.
При любом подходе необходимо осуществлять контроль над деятельностью перевозчиков.