Недействующий

О СХЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 29.04.2016) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 N 559-рп)


6.3. Экономические механизмы


Тарифная политика

Среди основных направлений развития тарифной политики в области обращения с отходами можно выделить 5 наиболее приоритетных:

разделение потоков отходов по видам и оплата услуг по сбору, накоплению, транспортированию и ликвидации всех видов отходов дифференцировано;

охват всех отходообразователей услугой по сбору, накоплению, транспортированию и ликвидации отходов;

установление средневзвешенных тарифов для территории, обслуживаемой одним объектом размещения отходов;

установление дифференцированных тарифов для смешанных и раздельно собранных отходов;

упорядочение движения финансовых потоков среди всех участников системы обращения с отходами.

Разделение потоков отходов по видам

На сегодняшний в состав ТКО, в частности от населения, попадают разнообразные опасные отходы (ртутьсодержащие, медицинские и т.п.), система раздельного сбора которых не налажена. Соответственно оплата их сбора, накопления, транспортирования и ликвидации не осуществляется.

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 29.04.2016 N 211-рп)

Выделение этих отходов в отдельный поток потребует установления отдельных тарифов на их сбор, накопление, транспортирование и ликвидацию.

Для населения, возможно, затраты на переработку опасных отходов должны быть включены в тариф на захоронение ТКО.

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 29.04.2016 N 211-рп)

Охват всех отходообразователей

Организация сбора отходов, в частности твердых коммунальных отходов, в сельских населенных пунктах и от частных домовладений, как правило, связана с более высокими затратами и сложностями по сбору платежей за данную услугу и, зачастую, осуществляется за счет средств бюджета муниципальных образований.

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 29.04.2016 N 211-рп)

Охват всех отходообразователей услугой по сбору, накоплению, транспортированию и ликвидации отходов должно сопровождаться и их охватом оплатой данной услуги.

В связи с этим перспективной является, например, система сбора ТКО в специальные пакеты, которые распространяются в магазинах, пунктах связи и т.п. и в стоимость которых уже включены затраты на сбор, накопление, транспортирование и ликвидацию. Жители просто приобретают данные пакеты, складывают в них отходы и по установленному графику выносят на улицу по маршруту проезда мусоровоза.

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 29.04.2016 N 211-рп)

Установление средневзвешенных тарифов

Развитие сети объектов размещения отходов, связанное с их укрупнением приведет к тому, что несколько населенных пунктов, отличающихся по численности населения и удаленности, будут размещать свои отходы на одном полигоне отходов.

При этом тариф на захоронение отходов устанавливается единым для всех.

Исключительно на основе территориально-административного деления создание справедливой конкурентной среды невозможно, т.к. вывозить мусор из крупных населенных пунктов значительно рентабельнее, чем из остальных населенных пунктов. Неравные условия по затратам на удаление отходов, связанные с разными затратами на транспортирование из-за разных расстояний пробега техники, могут быть компенсированы.

Возможны два варианта:

для всех удаленных населенных пунктов устанавливается тариф, нормативно рассчитанный для населенного пункта, находящего в наиболее выгодных условиях, а издержки, связанные с более высокой стоимостью вывоза ТКО из других населенных пунктов, оплачиваются из бюджета;

(в ред. распоряжения Правительства ХМАО - Югры от 29.04.2016 N 211-рп)

деление территории на лоты в целях создания конкурентной среды и привлечения частных инвестиций в отрасль услуг по санитарной очистке - территория, обслуживаемая одним населенным пунктом, делится на некоторое количество прибыльных для перевозчика участков, а к каждому из этих участков привязывается обслуживание заведомо нерентабельных удаленных территорий и таким образом формируются лоты.

При любом подходе необходимо осуществлять контроль над деятельностью перевозчиков.