Недействующий

О СХЕМЕ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 29.04.2016) (утратило силу на основании распоряжения Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.10.2016 N 559-рп)


 4.1. Цели, задачи и принципы построения региональной системы комплексного управления отходами


Главной стратегической целью региональной системы комплексного управления отходами (СКУО) с учетом положений Федерального закона "Об отходах производства и потребления" является предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

Принимая во внимание современные тенденции в области обращения с отходами и уровень полномочий региональных властей, можно заключить, что формирование региональной СКУО должно основываться на следующих принципах:

иерархия приоритетности обращения с отходами (имеет отражение в российском законодательстве):

минимизация образования отходов, внедрение малоотходных технологий;

максимально возможное снижение содержания опасных веществ в отходах, направляемых на ликвидацию;

использование материального потенциала отходов: использование вторичных материалов в качестве сырья, компостирование;

использование энергетического потенциала отходов: получение энергии из отходов;

экологически безопасное размещение отходов, которые не могут быть использованы;

принцип "загрязнитель платит" (имеет отражение в российском законодательстве);

принцип близости (в российском законодательстве продекларирован близкий по значению принцип "эколого-экономической эффективности").

Данные принципы следует дополнить направлениями реализации принципов, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также с учетом прогрессивных положений директив Европейского Союза:

совершенствование организационных основ системы управления отходами, построение прозрачной иерархической структуры управления отходами и создание единого государственного регионального органа по управлению отходами, обеспечивающих эффективную координацию деятельности различных департаментов и ведомств, органов местного самоуправления и других заинтересованных участников системы обращения с отходами и проводящих единую региональную политику в данной сфере;

усовершенствование системы по разграничению полномочий в сфере управления отходами на территории автономного округа между органами государственной власти, местного самоуправления и организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность;

применение стратегического адаптивного планирования с вовлечением всех заинтересованных сторон в процесс принятия решений по управлению отходами;

переход к программным методам управления отходами посредством разработки и реализации скоординированных программ различного уровня (региональных, муниципальных, производственных) по управлению отходами;

выбор технологий по обращению с отходами не должен противоречить принципам эколого-экономической эффективности (или принципам использования наилучших доступных технологий). Наилучшие доступные технологии (Best Available Technologies, НДТ) - это технологии, присутствующие на рынке, с наилучшими технико-экономическими и экологическими показателями;

технологии по обращению с отходами должны применяться комплексно (с учетом местных условий) для обеспечения максимального эколого-экономического эффекта;

внедрение прогрессивных технологий обращения с отходами должно обеспечиваться комплексом административных и экономических инструментов;

усовершенствование тарифной политики в сфере обращения с отходами;

стимулирование деятельности по экологически безопасному обращению с отходами, сбору и переработке вторичного сырья, в том числе посредством установления налоговых и иных льгот для хозяйствующих субъектов, занимающихся утилизацией отходов, внедряющих малоотходные и ресурсосберегающие технологии и наилучшие существующие технологии в области обращения с отходами;

максимальное использование социальных инструментов для информирования и вовлечения населения и иных отходообразователей в деятельность по экологически безопасному обращению с отходами;

увеличение доли участия частного капитала в системе обращения с отходами;

создание системы учета всех видов отходов и вторичного сырья, а не только отходов производства и внедрение эффективной системы мониторинга и контроля за обращением с отходами;

применение концессионных механизмов в сфере обращения с отходами, основанных на предоставлении организациям коммунального комплекса права сбора, транспортировки, переработки и размещения отходов на условиях концессионных соглашений с муниципальными администрациями, включающих в себя различные обязательства, в том числе обязательства по созданию и модернизации инфраструктуры по переработке отходов при установлении фиксированных тарифов;

разработка и регулирование системы региональных и муниципальных нормативно-правовых актов, направленных на формирование и обеспечение действенного функционирования системы обращения с отходами в автономном округе и поддержку принципов экономического стимулирования деятельности по снижению объемов образования и переработке отходов;

установление обязательности возмещения ущерба, причиненного здоровью людей, окружающей среде и имуществу в результате обращения с отходами;

обеспечение неотвратимости наступления ответственности за нарушение экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных требований при обращении с отходами, устанавливаемых федеральным, региональным и муниципальным законодательством.

С учетом принятых концептуальных подходов построения региональной СКУО к основным принципам построения региональной технологической схемы обращения с отходами относится: