В интересах устойчивого развития автономного округа определены основные направления и приоритетные меры реализации Концепции.
Развитие и совершенствование нормативной правовой базы:
нормативная правовая база в области обращения с отходами должна обеспечивать условия для достижения целей и решения задач Концепции. Система принятых правовых актов регионального и муниципального уровней должна быть доработана с учетом новаций федерального законодательства в области обращения с отходами.
Государственное управление в области обращения с отходами предполагает:
организацию взаимодействия органов государственной власти автономного округа с муниципальными образованиями автономного округа и организациями по совместному выполнению задач по обеспечению экологически безопасного обращения с отходами с использованием следующих форм взаимодействия и координации деятельности:
планирование и реализацию совместных мероприятий;
подготовку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и автономного округа в области обращения с отходами;
обмен информацией, необходимой для реализации полномочий исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципальных образований в области обращения с отходами;
проведение совещаний по вопросам экологически безопасного обращения с отходами;
организацию взаимодействия по вопросам обеспечения экологически безопасного обращения с отходами с федеральными органами государственной власти и международными организациями для расширения возможности привлечения природоохранных инвестиций по федеральным программам и проектам международного сотрудничества;
определение регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
регулирование деятельности региональных операторов, в том числе путем утверждения инвестиционных и производственных программ операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами;
реализация системы тарифного регулирования при обращении с твердыми коммунальными отходами;
создание условий для привлечения частных инвесторов в развитие отрасли обращения с отходами на территории автономного округа и разработка механизмов их взаимодействия с исполнительными органами государственной власти автономного округа и органами местного самоуправления муниципальных образований в области обращения с отходами;
стимулирование внедрения наилучших доступных технологий, создание удовлетворяющих современным экологическим требованиям и стандартам объектов, используемых для размещения, утилизации, переработки и обезвреживания отходов, а также увеличение объема повторного применения отходов за счет субсидирования и других форм поддержки;
совершенствование взаимодействия с органами прокуратуры и Министерства внутренних дел Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений и экологических преступлений в области обращения с отходами;
содействие применению практики возмещения вреда в натуральной форме путем осуществления мероприятий по восстановлению нарушенных объектов природной среды;
разработку и реализацию региональных и муниципальных программ в области обращения с отходами на территории муниципальных образований автономного округа на основании дифференцированного подхода, учитывающего социально-экономическое и экологическое состояние муниципальных образований и их территориальное расположение;
оценку и составление прогнозов в области обращения с отходами в автономном округе;
взаимодействие с организациями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность в автономном округе при разработке и реализации ими природоохранных мероприятий в области обращения с отходами;
участие в разработке и реализации федеральных государственных программ в области обращения с отходами;
ведение регионального кадастра отходов;
осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору;
выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде, а также организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде;
эффективное использование судебных механизмов для защиты законных интересов населения и государства в области обращения с отходами;
координацию, планирование взаимодействия и поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств реагирования на экологические угрозы и чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, возникшие при осуществлении обращения с отходами;
методологическое обеспечение деятельности по вопросам обращения с отходами;
повышение квалификации специалистов органов государственной власти и государственных инспекторов в области обращения с отходами.