Действующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

5. Основные направления достижения долгосрочных целей развития системы дополнительного пенсионного обеспечения в автономном округе


5.1. Обеспечение полного финансирования принимаемых и принятых ранее пенсионных обязательств.

В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации сделан выбор в пользу развития системы накопительного негосударственного пенсионного обеспечения с полным фондированием (финансированием пенсионных обязательств в полном объеме в момент их возникновения).

По состоянию на конец 2013 года объем современной стоимости пенсионных обязательств (без учета ранее произведенных пенсионных выплат) превышает общую сумму пенсионных взносов Правительства автономного округа и инвестиционного дохода, за минусом произведенных пенсионных выплат на день оценки.

В целях недопущения переноса большей части выплат по пенсионным обязательствам на бюджеты будущих поколений проблема необеспеченных обязательств будет решаться в ближайшей перспективе путем:

проведения комплекса мероприятий, направленных на прекращение дальнейшего роста необеспеченных обязательств;

планомерного сокращения уже существующих необеспеченных обязательств в течение 2014 - 2030 годов.

Решения об индексации и назначении новых пенсий будут приниматься при условии обеспечения 100% финансирования обязательств Правительства автономного округа. Для этого будут приняты новые нормативные акты и внесены изменения в действующие, определяющие порядок финансирования пенсионных обязательств Правительства автономного округа.

Планируется сокращение необеспеченных обязательств, индексация базовых пенсий по индексу роста потребительских цен, достижение доли численности работников бюджетной сферы округа, принимающих участие в формировании добровольной дополнительной накопительной пенсии, в размере 20% к 2030 году (диаграмма 1). Будут приняты меры, направленные на максимально возможный охват численности бюджетников, участвующих в формировании добровольной дополнительной накопительной пенсии, при постоянных суммарных расходах бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на финансирование необеспеченных обязательств и текущих выплат по обязательствам, сформированным после 2013 года.

Таким образом, переход на систему полного финансирования обязательств позволит сформировать крупнейший внебюджетный источник для инвестиций в инфраструктурные проекты на территории Югры с понятными и предсказуемыми кредитными рисками и к 2030 году снизить расходы бюджета автономного округа до финансирования только новых назначений дополнительной пенсии.

5.2. Повышение уровня доходов пенсионера автономного округа по отношению к его прожиточному минимуму.

Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина состоит из необходимого набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Прожиточный минимум - это основа для установления минимальных государственных гарантий, и его величина становится очень важной во время расчетов общественных выплат разным слоям граждан: пособия разного рода, доплаты по пенсиям. Для трудоспособного населения с прожиточным минимумом соизмеряют минимальный размер заработной платы или размер детских пособий. Для пенсионеров - размер минимальных пенсий. А среднедушевой прожиточный минимум используется для того, чтобы оценить, насколько среднедушевые доходы семьи выше или ниже минимального государственного социального стандарта.

Прогнозирование величины прожиточного минимума осуществляется с учетом прогноза индекса потребительских цен, показатель отнесен к основным показателям, представляемым для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и автономного округа.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения к 2016 году прогнозируется на уровне 10,4 тыс. руб., с ростом к 2013 году на 15,4% (по Российской Федерации - 7 тыс. руб. и 15,6% соответственно).

Средний размер дохода пенсионера Югры (с учетом районного коэффициента) по итогам 2013 года составил 15,8 тыс. руб. - это примерно 1,8 прожиточных минимумов (по Российской Федерации - 1,7).

Происходит уменьшение доли дополнительной пенсии в доходах пенсионера автономного округа, несмотря на достаточно высокие расходы бюджета автономного округа на финансирование дополнительных пенсий. Ежегодные текущие выплаты дополнительных пенсий превышают 2,5 млрд. руб., что составляет более 1,5% доходов годового бюджета автономного округа.

Таким образом, обеспечение дальнейшего существенного роста доходов пенсионеров - жителей автономного округа исключительно за счет бюджета автономного округа невозможно.

В целях создания устойчивой системы пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе усилия Правительства автономного округа будут направлены на развитие корпоративного пенсионного обеспечения (диаграмма 2).

В настоящее время 5,4% работников бюджетной сферы автономного округа уже участвуют в программах софинансирования будущей пенсии с участием бюджета Югры. Работники значительной части организаций не охвачены системой ДПО.

В качестве механизма мотивации внедрения программ дополнительного пенсионного обеспечения за основу принят международный опыт организации корпоративных пенсионных систем, который базируется на использовании трудовых контрактов, предусматривающих участие работника по умолчанию в корпоративной пенсионной системе предприятия.

Организация системы ДПО для предприятий позволит добиться роста в течение первых 10 лет соответствующих пенсионных резервов, соизмеримых или превышающих текущий уровень пенсионных резервов.

Мероприятия по стимулированию развития системы ДПО работников предприятий направлены не только на формирование у населения автономного округа культуры пенсионных накоплений, но и на создание источника для инвестиций в долгосрочные инфраструктурные проекты, имеющие значение как для автономного округа, так и для самих предприятий.

Мероприятия по разъяснительной работе очень важны для повышения финансовой грамотности населения и работодателей автономного округа. Необходимо не только разъяснить и донести все выгоды развивающейся системы ДПО, но и обеспечить эффективную слаженную систему взаимоотношений Правительства автономного округа с работодателями и качественное обслуживание населения, что позволит обеспечить приток новых клиентов на долгосрочный период. Роль Правительства автономного округа останется уникальной при реализации настоящей Стратегии.

Решение указанных вопросов создаст условия для формирования гражданами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры пенсий, соответствующих международным стандартам, обеспечить финансовую устойчивость и сбалансированность пенсионной системы автономного округа, а также повысить социальную защищенность его населения. В результате чего к 2030 году средний размер дохода пенсионера, с учетом доплат из окружного бюджета, в 3 раза превысит его прожиточный минимум (диаграмма 3).