Действующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

4. Внутренние и внешние условия и риски, возможности и предпосылки развития системы дополнительного пенсионного обеспечения


Необходимость реформирования пенсионной системы обусловлена прогнозируемым сокращением численности работающего населения к численности пенсионеров, что определено в первую очередь демографическими факторами. В таких условиях для государственной пенсионной системы, распределительной в своей основе, возникает проблема компромисса между противоречивыми целями: повышением уровня обеспеченности пенсионеров и достижением сбалансированности пенсионной системы.

В Российской Федерации последние 10 лет проводились мероприятия, направленные на совершенствование пенсионной системы, по итогам которых достигнуты следующие результаты:

установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;

повышение уровня пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в советское время (валоризация);

создание экономических и правовых предпосылок формирования пенсионных прав будущих получателей трудовой пенсии с учетом требований международных норм;

повышение среднего размера трудовой пенсии. <1>

--------------------------------

<1> Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ

Пенсионным фондом Российской Федерации, а также его отделениями с 1 января 2009 года реализуется Программа государственного софинансирования пенсии, в соответствии с которой россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Программе могут участвовать все россияне, зарегистрированные в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе люди старшего поколения и те, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют права формировать накопительную часть трудовой пенсии.

Программа рассчитана на 10 лет с момента перечисления гражданином первого взноса, поэтому она интересна той категории трудоспособного населения (к трудоспособному населению относятся мужчины 16 - 59 лет включительно, женщины 16 - 54 лет включительно), которая в ближайшие 10 - 15 лет планирует выйти на пенсию и готова рассматривать ее в долгосрочной перспективе как консервативный инструмент накопления и сохранения средств.

Правительством Российской Федерации 25 декабря 2012 года принята Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ, направленная на совершенствование пенсионной системы, которая соответствует современному экономическому развитию Российской Федерации и международным стандартам.

В соответствии со Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации пенсионная система должна базироваться на 3-уровневой модели:

первый уровень - трудовая пенсия (государственная пенсия) государственной (публичной) системы обязательного пенсионного страхования, формируемая за счет страховых взносов и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

второй уровень - корпоративная пенсия, формируемая работодателем при возможном участии работника на основании трудового и (или) коллективного договоров либо отраслевого соглашения;

третий уровень - частная пенсия, формируемая работником (физическим лицом).

На развитие второго и третьего уровней пенсионной системы могут и должны оказывать влияние органы государственной власти автономного округа.

В процессе реализации системы ДПО выявлены внешние и внутренние риски, способные непосредственно повлиять на ее развитие.

К внешнему риску относится изменение политики государства на уровне Российской Федерации.

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации предусматривает повышение эффективности накопительной составляющей пенсионной системы, что требует совершенствования финансовых институтов, участвующих в формировании и инвестировании пенсионных накоплений. На основании чего приняты изменения в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах", предусматривающие процесс реорганизации негосударственных пенсионных фондов, действующих в форме некоммерческих организаций, в акционерные общества.

Акционирование фондов призвано устранить несоответствие их организационно-правовой формы как некоммерческих организаций содержанию их деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений, имеющей все признаки коммерческой (предпринимательской) деятельности на финансовом рынке, а также ввести фонды в систему гарантирования накоплений.

Указанные процессы предполагают при сохранении всех установленных законодательством требований к деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию применение мер по повышению прозрачности деятельности фондов, повышению ответственности менеджмента и акционеров за последствия принятых неэффективных решений, а также переход к системе рыночной оценки эффективности фондов. Что повысит доверие вкладчиков к фондам и их привлекательность для инвесторов.

Таким образом, указанный фактор оказывает позитивное влияние на развитие системы ДПО в автономном округе.

Внутренними рисками являются:

1. Рост в составе населения граждан старше трудоспособного возраста, что может привести к невозможности финансирования за счет средств бюджета автономного округа системы ДПО пенсионеров автономного округа в полном объеме.

Одной из тенденций развития человеческого потенциала в автономном округе является старение населения, что подтверждает имеющее место и прогнозируемое увеличение доли населения в возрасте старше трудоспособного и уменьшение доли населения трудоспособного возраста.

На сегодняшний день общее количество пенсионеров всех категорий, проживающих на территории автономного округа, составило 379,2 тыс. чел., или 23,9% от общего количества жителей округа, из них работающих - 168,7 тыс. чел. По отношению к 2003 году численность пенсионеров увеличилась в 1,66 раза.

Доля населения в возрасте старше трудоспособного в общей численности населения автономного округа увеличивается в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Югры (далее - прогноз СЭР) в среднем на 3 - 5% ежегодно, с 17,4% в 2005 году до 21,8% в 2010 году и 26,4% в 2015 году, а к 2030 году может составить 655 тыс. чел., или 34,7% от общей численности населения. Старение населения требует совершенствования подходов к развитию социальной сферы, в том числе в области пенсионного обеспечения.

2. Превышение современной стоимости обязательств по выплате базовой части дополнительной пенсии над пенсионными резервами.