Географическая структура иностранных инвестиций Забайкальского края
Страна | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Всего, в тыс. долл. США | 78995,7 | 48549,5 | 70352,0 | 150183,3 | 215337,7 |
КНР | 7927,1 | 17498,0 | 21865,1 | 100301,9 | 80932,5 |
Швеция | - | - | 9189,0 | 11522,3 | 17019,7 |
Великобритания | 3895,2 | - | 513,1 | 1220,0 | 3887,1 |
Кипр | 41736,9 | 14438,0 | 34369,8 | 37139,1 | 110718,6 |
Казахстан | 25436,5 | 11613,5 | 4415,0 | - | - |
По итогам 2012 года основной страной - инвестором является Кипр, затем Китай и Швеция. Однако лидирующее место по объему инвестиций в реальный сектор экономики Забайкальского края занимает Китай, который, начиная с 2005 года, уделяет серьезное внимание вопросам приграничного инвестиционного сотрудничества с Россией. В 2012 году достаточно активно реализовывались крупные инвестиционные проекты с участием китайского капитала. Значительных вложений потребовала реализация инвестиционного проекта Создание лесопромышленного комплекса ООО ЦПК "Полярная" в северо-восточных районах Забайкальского края в связи с поставкой необходимого оборудования и введением в эксплуатацию первой очереди Амазарского лесопромышленного комплекса - лесопильного завода, способного перерабатывать до 100 тыс. куб.м древесины в год.
Сотрудничество в области реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала оказывает заметное влияние на экономику региона. Однако, в связи с отсутствием четкой позиции федерального центра в отношении Китая, китайские инвесторы зачастую сталкиваются с проблемой синофобии. Существует мнение о том, что Китай активно инвестирует именно в Россию, а Россия осторожно относится к китайским инвестициям и старается их сдерживать. И это становится препятствием на пути осуществления инвестиционного сотрудничества. Для успешного осуществления приграничного инвестиционного сотрудничества необходима правовая основа (до сих пор отсутствует Закон Российской Федерации "О приграничном сотрудничестве"), а также четко сформулированная политика в отношении приграничных с Россией государств, а именно с Китаем.
Другой проблемой привлечения иностранных инвестиций является отсутствие проектов с высокой инвестиционной готовностью, что препятствует реальному осуществлению инвестиционной политики и привлечению иностранного капитала в соответствии с интересами самого региона, не ставя под угрозу экономическую безопасность региона.
Отсутствие транспортной инфраструктуры и инженерных сетей в местах реализации инвестиционных проектов следующая проблема, тормозящая развитие инвестиционного сотрудничества. Месторождения полезных ископаемых находятся в значительной удаленности от основных транспортных и коммунальных сетей, что требует дополнительных крупных финансовых затрат со стороны инвестора. В лесных массивах, сдаваемых в аренду в целях реализации лесопромышленных проектов, отсутствуют лесовозные дороги, которые должны обеспечиваться Государственной лесной службой. В реальности инвесторы за свой счет восстанавливают и строят дороги, проводят ЛЭП, коммунальные сети. Здесь необходимо более активное использование механизма государственно-частного партнерства, когда государство, заинтересованное в проекте, берет на себя инфраструктурные расходы.
Сегодня субъекты малого и среднего бизнеса недостаточно вовлечены в процессы приграничного сотрудничества. Здесь Забайкальский край явно уступает другим регионам, соседствующим с Китаем.
Сдерживающим фактором при осуществлении инвестиционного сотрудничества также является наличие бюрократических барьеров как федерального, так и регионального уровня. Не работает механизм возврата ввозной пошлины и НДС в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал". Еще одна проблема - вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности и не используемых с целью реализации крупных инвестиционных проектов.
Следующей основной формой внешнеэкономических взаимодействий Забайкальского края является внешняя торговля (таблица 32). В 2012 году внешнеторговый оборот составил 734,3 млн. долларов США.