Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года (с изменениями на 13 августа 2021 года)



Таблица 31



Географическая структура иностранных инвестиций Забайкальского края

Страна

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Всего, в тыс. долл. США

78995,7

48549,5

70352,0

150183,3

215337,7

КНР

7927,1

17498,0

21865,1

100301,9

80932,5

Швеция

-

-

9189,0

11522,3

17019,7

Великобритания

3895,2

-

513,1

1220,0

3887,1

Кипр

41736,9

14438,0

34369,8

37139,1

110718,6

Казахстан

25436,5

11613,5

4415,0

-

-


По итогам 2012 года основной страной - инвестором является Кипр, затем Китай и Швеция. Однако лидирующее место по объему инвестиций в реальный сектор экономики Забайкальского края занимает Китай, который, начиная с 2005 года, уделяет серьезное внимание вопросам приграничного инвестиционного сотрудничества с Россией. В 2012 году достаточно активно реализовывались крупные инвестиционные проекты с участием китайского капитала. Значительных вложений потребовала реализация инвестиционного проекта Создание лесопромышленного комплекса ООО ЦПК "Полярная" в северо-восточных районах Забайкальского края в связи с поставкой необходимого оборудования и введением в эксплуатацию первой очереди Амазарского лесопромышленного комплекса - лесопильного завода, способного перерабатывать до 100 тыс. куб.м древесины в год.


Сотрудничество в области реализации инвестиционных проектов с участием иностранного капитала оказывает заметное влияние на экономику региона. Однако, в связи с отсутствием четкой позиции федерального центра в отношении Китая, китайские инвесторы зачастую сталкиваются с проблемой синофобии. Существует мнение о том, что Китай активно инвестирует именно в Россию, а Россия осторожно относится к китайским инвестициям и старается их сдерживать. И это становится препятствием на пути осуществления инвестиционного сотрудничества. Для успешного осуществления приграничного инвестиционного сотрудничества необходима правовая основа (до сих пор отсутствует Закон Российской Федерации "О приграничном сотрудничестве"), а также четко сформулированная политика в отношении приграничных с Россией государств, а именно с Китаем.


Другой проблемой привлечения иностранных инвестиций является отсутствие проектов с высокой инвестиционной готовностью, что препятствует реальному осуществлению инвестиционной политики и привлечению иностранного капитала в соответствии с интересами самого региона, не ставя под угрозу экономическую безопасность региона.


Отсутствие транспортной инфраструктуры и инженерных сетей в местах реализации инвестиционных проектов следующая проблема, тормозящая развитие инвестиционного сотрудничества. Месторождения полезных ископаемых находятся в значительной удаленности от основных транспортных и коммунальных сетей, что требует дополнительных крупных финансовых затрат со стороны инвестора. В лесных массивах, сдаваемых в аренду в целях реализации лесопромышленных проектов, отсутствуют лесовозные дороги, которые должны обеспечиваться Государственной лесной службой. В реальности инвесторы за свой счет восстанавливают и строят дороги, проводят ЛЭП, коммунальные сети. Здесь необходимо более активное использование механизма государственно-частного партнерства, когда государство, заинтересованное в проекте, берет на себя инфраструктурные расходы.


Сегодня субъекты малого и среднего бизнеса недостаточно вовлечены в процессы приграничного сотрудничества. Здесь Забайкальский край явно уступает другим регионам, соседствующим с Китаем.


Сдерживающим фактором при осуществлении инвестиционного сотрудничества также является наличие бюрократических барьеров как федерального, так и регионального уровня. Не работает механизм возврата ввозной пошлины и НДС в соответствии с Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал". Еще одна проблема - вовлечение в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности и не используемых с целью реализации крупных инвестиционных проектов.


Следующей основной формой внешнеэкономических взаимодействий Забайкальского края является внешняя торговля (таблица 32). В 2012 году внешнеторговый оборот составил 734,3 млн. долларов США.