Инерционный сценарий
Инерционный сценарий исходит из того, что основные виды деятельности в крае уже структурировались и закрепились, позиционируются как результативно функционирующие в рамках существующей в России системы экономических отношений. Предполагается, что они не будут подвергаться резким переменам.
Основной характеристикой инерционного сценария является зависимость социально-экономических процессов от внешней конъюнктуры, влияние региона на которую относительно слабое.
Сценарий строится преимущественно на "подключении" края к внешним процессам. Предполагается, что основные центры управления и получения прибыли остаются за пределами региона.
При инерционном сценарии сохранится сырьевая специализация хозяйственного комплекса края и транспортно-транзитные функции в пределах существующих участков федеральных автомагистралей и железной дороги.
Инерционный сценарий характеризуется достаточно низкими качеством и темпами роста валового регионального продукта, а, следовательно, и сохранением достигнутого уровня жизни населения. Также для данного сценария характерна высокая зависимость от бюджетных трансфертов.
В итоге ожидается постепенное снижение конкурентоспособности региональной экономики, отсутствие ощутимых позитивных сдвигов в инвестиционном климате. Инерционный сценарий не дает оснований для улучшения инвестиционной привлекательности, привлечение внешних инвестиций возможно только за счет принятия решений "внешними управляющими" о создании на территории края крупных промышленных и инфраструктурных объектов.
Развитие сельского хозяйства предусматривается в традиционных формах. При развитии отрасли по инерционному сценарию будут затруднены качественные сдвиги в технической, инвестиционной и социальной политике, особенно в части модернизации и внедрения современных технологий, создания рабочих мест. Это позволит, в лучшем случае, поддерживать достигнутый уровень производства.
Лесной комплекс будет испытывать продолжающееся давление со стороны экологических стандартов, приобретающих международную значимость, что, в свою очередь, будет препятствовать привлечению инвестиций в сегмент глубокой переработки и производства "конечной" продукции.
Процессы технологической модернизации будут внедряться, в основном, в производство крупных промышленных предприятий края и на предприятиях информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, но достаточно медленно.
При инерционном сценарии сохранится проблема миграционного оттока. При этом усилится социальная нагрузка на бюджет из-за функционирования преимущественно бюджетных организаций, слабой коммерциализации социальных услуг и услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Инерционным сценарием предусматривается сохранение и усиление монопрофильности в экономике большинства поселений Забайкальского края, то есть сохранится высокая зависимость поселений от деятельности крупных градообразующих и системообразующих предприятий.
В условиях "очаговой" реализации крупных инфраструктурных и промышленных проектов пространственный дисбаланс будет нарастать. Человеческие и другие ресурсы будут сконцентрированы в Чите, Краснокаменске, Забайкальске и в некоторой степени в местах реализации опорных инвестиционных проектов. В целом пространственное развитие территорий будет связано с разработкой природных ресурсов. Все это вряд ли позволит существенно улучшить социальную обеспеченность населения края на большей части районов, то есть социальное развитие останется в сильной зависимости от решений федерального центра. Кроме того, при инерционном сценарии обострится проблема функционирования поселений, находящихся вдали от транспортной и энергетической инфраструктур.