Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года (с изменениями на 13 августа 2021 года)



Таблица 35



Малое и среднее предпринимательства Забайкальского края

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Объем продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта, в %

6,9

6,3

5,8

6,1

6,4

Количество малых и средних предприятий, в ед.

3449

4782

5733

7367

7586

Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий, в тыс. человек

55,28

55,78

61,26

62,51

63,92

Оборот малых и средних предприятий, в млн. рублей

51871,4

49773,9

57478,1

72370,9

84725,46

Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, в чел. (на конец года)

26563

30712

32139

31521

31710


Среднесписочная численность работников малых и средних предприятий составила в 2012 году, по оценке, 63,92 тыс. человек, или 115,6% к уровню 2008 года. Оборот малых и средних предприятий в 2008 - 2012 годах неуклонно рос. В 2012 году он составит, по оценке, 84725,46 млн. рублей или 103,8% в сопоставимых ценах к 2008 году.


Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта в 2010 году составила 5,8%, что ниже аналогичного показателя по Российской Федерации на 6,7 процентных пунктов, по Сибирскому федеральному округу на 4,6 процентных пунктов. В 2012 году данный показатель составит, по оценке, 6,4%.


Динамика количества зарегистрированных индивидуальных предпринимателей также имеет положительную тенденцию. За 4 года их количество увеличилось на 19,4% и на 1 января 2013 года составит, по оценке, 31710 человек.


Показатели, характеризующие вклад малого и среднего бизнеса в развитие экономики и социальной сферы Забайкальского края, имеют разнонаправленную динамику и не превышают аналогичных средних показателей, сложившихся в регионах Сибирского федерального округа и России в целом. Такая ситуация объясняется во многом общей картиной социально-экономического развития и положения края, изменениями в действующем законодательстве. Тем не менее, при проведении планомерной политики по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства, данный сектор экономики является потенциалом для улучшения социально-экономического положения Забайкальского края.


В Забайкальском крае сложилась достаточно эффективная система государственной поддержки предпринимательства. Созданы правовая база, разработаны и осуществляются различные виды государственной поддержки: финансовая, имущественная, информационная, функционирует специализированная инфраструктура содействия малому и среднему бизнесу, в состав которой входят 13 государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства, 2 бизнес-инкубатора, 2 лизинговые компании, 80 кредитных кооперативов, действующих преимущественно в сфере сельского малого бизнеса, фонд инвестиционного развития Забайкальского края, Забайкальский микрофинансовый центр, гарантийный фонд Забайкальского края, 36 центров поддержки предпринимательства. Деятельность данных структур охватывает основной круг проблем малого бизнеса края и оказывает безусловную помощь в его развитии.


Интенсивное развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Забайкальского края сдерживают следующие проблемы:


ограниченный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к заемным ресурсам;


территориальные диспропорции в уровне развития малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях края;


дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки.


Причинами возникновения существующих проблем являются:


недостаточное развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; высокие затраты субъектов малого и среднего предпринимательства при привлечении кредитных ресурсов;


низкая активность органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства;


недостаточный уровень предпринимательских навыков ведения бизнеса, опыта управления, юридических, экономических знаний; низкий уровень самоорганизации малого бизнеса, слабая общественная активность большинства предпринимателей, их разобщенность.