Сравнение показателей уровня жизни населения (2011 год)
Показатели | Забайкальский край | Сибирский федеральный округ | Российская Федерация |
Начисленная среднемесячная заработная плата одного работника | |||
номинальная, рублей | 21099,6 | 20970,0 | 23693,1 |
реальная, в % к предыдущему периоду | 103,1 | 103,9 | 104,2 |
Денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц) | |||
номинальные, рублей | 15968,8 | 16344,0 | 20712,7 |
реальные, в % к предыдущему периоду | 102,0 | 101,5 | 101,1 |
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума, в % | 19,0 | 19,1 | 14,3 |
Уровень производственного травматизма (в расчете на 1 тыс. работающих) | 1,9 | 2,5 | 2,1 |
Номинальная начисленная заработная плата в Забайкальском крае в 2011 году составила 21099,6 рубля, что ниже среднего показателя по СФО на 0,6% (20970,0 руб.), среднероссийского уровня - на 12,3% (23693,1 руб.). Реальная начисленная заработная плата в 2011 году увеличилась на 3,1% (по СФО - на 3,9%, по РФ - на 4,2%).
Номинальные денежные доходы (в среднем на душу населения в месяц) сложились в сумме 15 968,8 рубля, что ниже уровня показателя по Сибирскому федеральному округу на 2,3%, по Российской Федерации - на 22,9%.
Реальные денежные доходы населения увеличились на 2,6% (по СФО - на 1,5%, по РФ - на 1,1%). Следует отметить, что данный показатель выше уровня средних показателей по Сибирскому федеральному округу и Российской Федерации.
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума по Забайкальскому краю в 2011 году составила 18,9%), что примерно на уровне показателя по СФО (по оценке - 19,1%), при этом существенно выше уровня по РФ (по оценке - 14,3%).
Росту заработной платы работников бюджетной сферы способствует внедрение новых систем оплаты труда (далее - НСОТ), ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы. Так, по данным мониторинга эффективности НСОТ, по состоянию на 1 июля 2012 года, среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника в государственных учреждениях составила 16368 рублей (109,4% к предыдущему полугодию), в муниципальных учреждениях - 11493 рублей (123,0%) к предыдущему полугодию).
В целях повышения уровня оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета Забайкальского края и бюджетов муниципальных районов (городских округов) Забайкальского края, в 2011 году увеличены средства на стимулирующую выплату работникам муниципальных дошкольных образовательных учреждений - на 10% от фонда оплаты труда (с 1 января), индексированы размеры окладов (должностных окладов), тарифных ставок заработной платы - на 6,5% с 1 июня и на 6,5% с 1 октября, увеличен фонд оплаты труда учителей и медицинского персонала с 1 сентября - на 23,5%.
С 1 сентября 2012 г. увеличены оклады учителям государственных образовательных учреждений на 8,5%>, фонд стимулирующих выплат увеличен на 3,4%.
Ключевую роль в регулировании существующей системы доходов населения, для большей части работающих, играет минимальная заработная плата. Это связано с тем, что государственное регулирование заработной платы в основном сведено к установлению минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), обязательного для работников предприятий и организаций всех форм собственности.
Следует отметить, что темп роста МРОТ отстает от темпов роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения Забайкальского края. При этом за период с 2008 года доля МРОТ в величине прожиточного минимума трудоспособного населения увеличилась с 45% в 2008 году до 65% в 2012 году. Сравнение роста МРОТ и величины прожиточного минимума за период 2008 - 2012 годов представлено в таблице 6.