Жилищная политика Забайкальского края
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Общая площадь помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя - всего, кв.м | 19,2 | 19,2 | 19,4 | 19,6 | 19,7 |
Средний размер одой квартиры, кв.м общей площади жилых помещений | 47,7 | 48,7 | 49,1 | 49,1 | 49,1 |
Удельный вес числа семей, состоявших на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в общем числе семей, в % | 5,7 | 5,8 | 6,4 | 6,8 | |
Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв.м общей площади, в том числе: | 258,6 | 269,1 | 274,8 | 276,9 | 301,9 |
населением за счет собственных и заемных средств | 64,6 | 79,6 | 76,8 | 102,7 | 86,4 |
из общего ввода - по ипотечному кредитованию | 12,8 | 13,6 | 3,5 | 7,4 |
Среднегодовой темп роста ввода жилья за счет всех источников финансирования в 2008 - 2012 годы составил 105,2%, по индивидуальным застройщикам - 108,2%. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, за пять лет увеличилась на 3,7% (19,7 кв.м в 2012 году). Среди регионов Сибирского федерального округа по данному показателю Забайкальский край занимает 9 место.
Стоит отметить, что на учете для получения жилья и улучшения жилищных условий стоит более 25 тысяч семей.
Основными проблемами реализации жилищной политики в крае являются:
недостаточный уровень обновления жилищного фонда, высокая доля жилья в аварийном состоянии;
нечеткость правовых и финансовых условий привлечения частного бизнеса в процесс реализации жилищной политики Забайкальского края;
незавершенность перераспределения государственной и муниципальной собственности в связи с совершенствованием разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления;
недостаточная развитость объединений потребителей, в том числе собственников жилья;
низкая эффективность использования имущества высвобождаемых военных городков и объектов социально-бытового назначения, которые находятся на балансе квартирно-эксплуатационных частей Сибирского военного округа, вследствие пробелов в федеральном законодательстве, регламентирующем порядок передачи военного имущества субъектам Российской Федерации;
недостаточный уровень конкуренции в управлении жилищным фондом, что ведет к деформациям в ценообразовании;
слабая подготовка управляющих жилищным фондом;
невысокий уровень благоустройства населенных пунктов, особенно сельских.
Несмотря на положительную динамику, жилищная проблема в Забайкальском крае остается одной из наиболее острых. Незначительные увеличения в показателях общей площади помещений, приходящейся на одного жителя, и среднего размера одной квартиры выявляют высокий уровень потребности населения края в улучшении жилищных условий, о чем также свидетельствует рост удельного веса семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: с уровня 2008 года - 5,7% до 6,8% в 2011 году.
Возникает необходимость создания условий для развития жилищного строительства, в том числе малоэтажного, повышения уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства, а также обеспечения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом населения и стандартами обеспечения жилыми помещениями.