Развитие системы образования Забайкальского края
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Доля выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений | 1,9 | 2,0 | 2,1 | 2,6 | 5,9 |
Удовлетворенность населения качеством общего образования (от числа опрошенных), в % | 43,0 | 45,0 | 43,0 | 54,0 | 57,0 |
Доля выпускников государственных учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, трудоустроившихся в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений, в % | 58 | 59 | 62 | 67 | 68 |
Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в учреждениях системы образования, в общей численности детей 5 - 18 лет (с учетом посещения одним ребенком) нескольких кружков или учреждений | 39,0 | 40,0 | 42,3 | 45,2 | 45,2 |
В 2011 году обеспечен переход образовательных учреждений профессионального образования на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения (далее - ФГОС). Разработаны и утверждены основные профессиональные образовательные программы для учреждений, подведомственных Минобразования Забайкальского края, в количестве 47 программ для ОУ НПО и 17 программ для ОУ СПО.
На территории края созданы 6 ресурсных центров по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих кадров и специалистов для горнодобывающей отрасли, предприятий железнодорожного транспорта, строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, организаций агропромышленного комплекса и информационно-коммуникационным технологиям в образовании.
Одним из основных показателей эффективности деятельности системы профессионального образования является показатель трудоустройства выпускников в первый год после выпуска. Выполнение показателя в 2011 году составило: в учреждениях ВПО - 48%, в учреждениях СПО - 61%, в учреждениях НПО - 70%. При этом, за период 2009 - 2011 годов доля выпускников государственных учреждений начального профессионального образования и среднего профессионального образования, трудоустроившихся в первый год после окончания учебного заведения, увеличилась до 68%.
В 2011 году Забайкальский край вошел в число победителей Всероссийского конкурса региональных программ развития профессионального образования, в связи с этим получено из федерального бюджета субсидия в размере 32137 тыс. рублей.
Одним из важнейших компонентов образовательной среды для детей-инвалидов является система дистанционного обучения, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Общая численность обучающихся дистанционно, не имеющих противопоказаний к работе на компьютере в Забайкальском крае, составляет - 255 человек. За период с 2009 по 2012 год в режим дистанционного образования включены 234 ребенка-инвалида. С целью обеспечения качественного образования детей - инвалидов, обучающихся дистанционно, в 7 районах Забайкальского края созданы 27 опорных школ.
За период 2009 - 2011 годов количество учреждений дополнительного образования детей достигло: 104 организации, в том числе, художественные, эколого-биологические, технические, спортивные и туристско-краеведческие. Также на территории Забайкальского края осуществляют услуги дополнительного образования 55 детско-юношеских спортивных школ и 68 детских музыкальных, художественных школ и школ искусств.
Современное состояние сферы образования в Забайкальском крае, претерпевая различные изменения в последние 5 лет, выделяет следующие проблемные аспекты своего развития:
сокращение численности детей и подростков в учреждениях общего образования из-за высокого уровня миграционной оттока населения;
рост удельного веса человек из общего числа выпускников общеобразовательных учреждений, не сдавших ЕГЭ, что свидетельствует о проблемах оценки качества общего образования;
высокий уровень потребности в местах дошкольных учреждений вследствие нестабильности демографических показателей;
низкий процент трудоустройства по специальности выпускников начальных, средних и высших профессиональных учреждений ввиду трудоизбыточной конъюнктуры рынка труда.
Учитывая проблемные факторы современного состояния системы образования в Забайкальском крае, можно сделать вывод, что модернизация системы должна заключаться в преобразованиях, направленных на разработку механизмов, обеспечивающих эффективность отрасли, равные возможности в получении качественного образования, в совершенствовании правовой, учебно-методической и материально-технической базы образовательных учреждений Забайкальского края.