Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических проблем современности.
Аварийность на дорогах и ее последствия наносят большой экономический и демографический ущерб.
Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" одними из основных принципов безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности и программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В Послании Президента Российской Федерации Владимира Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. в рамках реализации государственной демографической политики внедрение Правительством Российской Федерации программ повышения безопасности на дорогах определено как один из методов сбережения здоровья населения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" поставлена задача обеспечения к 2018 году снижения смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения.
Целью федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2013 года N 864, является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 8 тыс. человек (28,82 процента) по сравнению с 2012 годом.
В 2012 году на территории Волгоградской области завершена реализация долгосрочной областной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в Волгоградской области на 2009 - 2012 годы". В рамках реализации мероприятий данной программы в Волгоградской области была создана система автоматизированного контроля дорожного движения, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области переданы материально-технические ресурсы, необходимые для обеспечения безопасности дорожного движения (специальные легковые автомобили дорожно-патрульной службы, приборы для измерения массовой концентрации паров этанола в выдыхаемом воздухе, аппаратно-программные комплексы для автоматизированной сдачи теоретического экзамена на право управления транспортным средством). На региональных дорогах Волгоградской области выполнены работы по строительству и капитальному ремонту тротуаров, установлено более 760 дорожных знаков маршрутного ориентирования, выполнены работы по установке более 51 километра барьерных и более 18,6 километра пешеходных ограждений, 5,2 километра искусственного освещения. Для государственного казенного учреждения здравоохранения "Территориальный центр медицины катастроф Волгоградской области" приобретено необходимое медицинское оборудование и автомашины скорой помощи. Среди подразделений дорожно-патрульной службы Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области и автопредприятий, осуществляющих пассажирские перевозки, проводился ежегодный Волгоградский областной конкурс "За безопасность дорожного движения". Изготовлена и размещена социальная реклама, направленная на пропаганду безопасности дорожного движения, проведены областные массовые мероприятия с детьми.
В результате реализации данной программы было достигнуто снижение основных показателей аварийности, получен положительный социально-экономический и бюджетный эффект. Динамика значений программных показателей в ходе реализации программы приведена в таблице.
Таблица
N п/п | Наименование программного показателя | Значения по годам | ||||||||
2004 (базовый период) | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1. | Количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими (единиц) | 3307 | 3130 | 3048 | 3064 | 3047 | 3015 | 2965 | 2966 | 3052 |
2. | Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях (человек) | 599 | 498 | 523 | 490 | 435 | 450 | 456 | 396 | 432 |
3. | Социальный риск (количество лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения Волгоградской области) | 22,94 | 18,9 | 20,1 | 18,5 | 16,7 | 17,0 | 17,6 | 14,9 | 16,7 |
4. | Транспортный риск (количество лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств) | 9,65 | 7,2 | 7,7 | 6,5 | 6,1 | 5,8 | 6,3 | 5,0 | 5,6 |
В течение 2012 года на территории Волгоградской области было совершено 3052 дорожно-транспортных происшествия, в результате которых погибло 432 и ранено 3819 человек. Основными видами дорожно-транспортных происшествий стали: столкновение - 1235, наезд на пешеходов - 862, опрокидывание - 467, наезд на препятствие - 252.
По вине водителей транспортных средств произошло 2696 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 378 и ранено 3505 человек. Главные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий: превышение установленной скорости движения, несоответствие скорости конкретным условиям, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение очередности проезда.
По вине пешеходов произошло 435 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 77 и ранено 382 человека. Основной причиной возникновения дорожно-транспортных происшествий является переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода.
Кроме того, 617 дорожно-транспортных происшествий совершены из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог, в том числе в связи с отсутствием искусственного освещения, дорожных ограждений, светофорных объектов, дорожных знаков, разметки.
В 2012 году произошло 336 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 23 и ранено 352 ребенка, из них: 146 дорожно-транспортных происшествий произошли с участием детей-пешеходов, при этом 8 детей погибло, 141 дорожно-транспортное происшествие произошло с участием детей-пассажиров, при этом погибло 11 детей; 3 ребенка погибли, являясь водителями мототехники, 1 ребенок погиб, управляя велосипедом.
В первом полугодии 2013 г. реализация государственной политики по обеспечению безопасности дорожного движения с использованием программно-целевого метода не осуществлялась.
За этот период в Волгоградской области зафиксирован рост основных показателей аварийности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими возросло на 4,2 процента (с 1176 до 1232 единицы). В дорожно-транспортных происшествиях погибло 192 и ранен 1571 человек (за аналогичный период 2012 года - 167 и 1478 человек соответственно). Рост числа погибших в дорожно-транспортных происшествиях составил более 12 процентов.
Таким образом, необходимость проведения государственной политики по обеспечению мероприятий безопасности дорожного движения в рамках государственной программы на территории Волгоградской области обусловлена вышеназванными проблемами.
Возможные риски в ходе реализации государственной программы:
финансово-экономические риски, связанные с недостаточным либо несвоевременным финансированием мероприятий из средств областного бюджета, отсутствием софинансирования из средств федерального бюджета и бюджетов муниципальных образований, недобросовестными действиями поставщиков, исполнителей, подрядчиков по государственным и муниципальным контрактам, заключаемым в рамках выполнения государственной программы;
организационно-управленческие риски, связанные с ошибками в организации системы управления и мониторинга исполнения государственной программы;
абзац исключен с 29 декабря 2016 года. - Постановление Администрации Волгоградской области от 29.12.2016 N 755-п.