ПРАВИТЕЛЬСТВО ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2013 года N 543-пп
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ "ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ, УТВЕРЖДЕННУЮ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.09.2013 N 495-ПП
Правительство Еврейской автономной области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести изменение в государственную программу "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы, утвержденную постановлением правительства Еврейской автономной области от 30.09.2013 N 495-пп, изложив ее в редакции согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2014 года.
Губернатор области
А.А. Винников
Приложение
к постановлению правительства
Еврейской автономной области
от 29.10.2013 N 543-пп
"Государственная программа "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы
г. Биробиджан 2013 г.
1. ПАСПОРТ государственной программы "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы
Наименование государственной программы | "Формирование благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы (далее – государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | Управление экономики правительства Еврейской автономной области (далее - область) |
Соисполнители государственной программы | Управление промышленности и потребительского рынка правительства области |
Структура государственной программы: | Подпрограмма 1 "Создание благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы (Приложение 1). |
Цели государственной программы | Повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата области |
Задачи государственной программы | 1. Создание условий для привлечения инвестиций в экономику области. |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | - Объем инвестиций в основной капитал на душу населения области. |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2014 - 2018 годы |
Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств областного бюджета и прогнозная | Всего по государственной программе 10595,0 тыс. рублей, в том числе средства областного бюджета - 10595,0 тыс. рублей: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - прирост объема инвестиций в основной капитал на душу населения области до 30 процентов в 2018 году к уровню 2013 года; |
2. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основных проблем и прогноз ее развития
Инвестиции - один из основных показателей, характеризующих уровень социально-экономического развития региона. Динамичное и эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимым условием стабильного функционирования и развития экономики.
К факторам инвестиционной привлекательности области относятся ее выгодное географическое положение, развитая транспортная инфраструктура, богатейшие природные ресурсы, а также близость рынков сбыта стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Область приближена к побережью Тихого океана и основным экономическим партнерам в этом регионе, имеет выход в моря Тихого океана через Амурский водный путь, который связывает южные районы области не только с ближайшими городами юга Дальнего Востока России, Благовещенском и Хабаровском, но и обеспечивает выход через Сунгари и ее притоки во многие города провинции Хэйлунцзян Китайской Народной Республики (Цзямусы, Харбин и др.).
По своим климатическим условиям область является одним из самых благоприятных уголков Дальнего Востока. Климатические условия области благоприятны для развития лесной и травяной растительности и культивирования разнообразных сельскохозяйственных культур.
По насыщенности месторождений и рудопроявлений, концентрации полезных ископаемых область является одной из богатейших территорий России. Здесь выявлены крупные месторождения угля, железа, марганца, олова, золота, графита, талька, брусита и другие (всего более 20 видов полезных ископаемых). Геологическое строение территории позволяет прогнозировать выявление месторождений рудного золота, нефти и газа, облицовочных и поделочных камней, фосфоритов, бора, алмазов и наращивать промышленные запасы эксплуатируемых видов минерального сырья.
По территории области проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, которая обеспечивает кратчайшие маршруты из Западной Европы и Ближнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Завершение строительства автомагистрали Чита - Хабаровск создает дополнительные возможности для социально-экономического развития области.
За последние годы область превратилась в стратегический для других регионов Дальневосточного федерального округа узел транзитных связей. Через ее территорию осуществляются межрегиональные и международные перевозки. Отмечается увеличение грузо- и пассажиропотока через пункты пропуска области, в первую очередь, через пункт пропуска "Нижнеленинское".
Производственный потенциал региона составляют добывающие, обрабатывающие производства, предприятия агропромышленного и лесопромышленного комплексов.
Климатические условия области благоприятны для развития лесной и травяной растительности и культивирования разнообразных сельскохозяйственных культур.
Период 2008 - 2012 годов характеризуется ростом инвестиций в экономику области. Объем инвестиций в основной капитал увеличился в 1,9 раза, на душу населения – в 3 раза.
Наибольшее влияние на динамику инвестиций за анализируемый период оказали капитальные вложения в развитие транспортной инфраструктуры, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, добычу полезных ископаемых.
Рост инвестиций в основной капитал обеспечивался в основном за счет реализации на территории области крупных межрегиональных инвестиционных проектов.
Основным источником инвестиций являются привлеченные средства, они составляют до 95 процентов от общего объема инвестиций. Значительный объем инвестиций осуществляется за счет бюджетных средств - ежегодно выделяется порядка 3 миллиардов рублей на строительство и реконструкцию объектов транспортной, жилищно-коммунальной и социальной инфраструктуры области.
Инвестиционная привлекательность является одним из ключевых факторов позитивного имиджа Еврейской автономной области, использование которого может значительно увеличить приток внешних финансовых ресурсов в регион для решения стратегических задач его развития.
Положительная динамика инвестиций на ближайшую перспективу будет обеспечена за счет реализации крупных инвестиционных проектов по освоению месторождений полезных ископаемых, инвестиций в развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры.
Обобщающей характеристикой социально-экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику региона, является инвестиционный климат, главные составляющие которого - инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Управление ими формирует в конечном итоге инвестиционную привлекательность региона.
Согласно рейтингу инвестиционной привлекательности регионов России, проведенному рейтинговым агентством "Эксперт РА" в 2012 году, область занимает 82-е место среди 83 российских регионов. На протяжении последних лет область относится к немногочисленной группе российских регионов с характеристикой "незначительный потенциал - высокий риск" (3С2).
В условиях снижения рейтинга инвестиционной привлекательности области, наличия постоянной конкуренции среди субъектов Российской Федерации за получение средств частных инвесторов обеспечить привлечение дополнительных инвестиций в экономику области позволит комплексное решение вопросов, связанных с выработкой эффективных механизмов государственной поддержки инвесторов и с формированием инвестиционного привлекательного имиджа области.
Важную роль в социально-экономическом развитии области играет малое и среднее предпринимательство. Малые предприятия, включая индивидуальных предпринимателей с численностью работающих от 16 до 100 человек, являются основными производителями многих видов продукции. Ими производится более 95 процентов хлебобулочных изделий, молочных, мясных и рыбных продуктов, безалкогольных напитков, мебели. По состоянию на 01.01.2013 среднесписочная численность на малых предприятиях области (включая микропредприятия, без учета индивидуальных предпринимателей) составила 5 297 человек - 10,7 процента среднесписочной численности по полному кругу организаций области.
Инвестиции в основной капитал в 2012 году по малым предприятиям составили 352,5 млн. рублей и увеличились по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 36,8 процента; по микропредприятиям соответственно - 200,2 млн. рублей, увеличение в 53,7 раза. Вложением в основной капитал занимались строительные организации, организации по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, транспорта и связи, обрабатывающих производств.
Вместе с тем анализ состояния малого бизнеса области в 2012 году показал в целом снижение или незначительное повышение основных показателей деятельности: произошло увеличение количества индивидуальных предпринимателей на 0,4 процента; снизилось количество малых предприятий и количество среднесписочной численности штатных сотрудников малых предприятий области на 11,5 процента. Снижение численности работников малых предприятий наблюдается с 2010 года и, по прогнозам, продолжится, в связи с увеличением с 01.01.2013 регионального минимального размера оплаты труда.
В разрезе Дальневосточного федерального округа по основным показателям деятельности рейтинг малых предприятий области составил:
- по количеству малых предприятий на 10 тыс. человек населения область занимает 5 место;
- по размеру среднемесячной заработной платы и выплат социального характера в расчете на 1 работника - 9 место;
- по количеству отгруженных товаров собственного производства, выполненным работам и услугам собственными силами (без НДС и акциза) на 1 предприятие - 5 место;
- по инвестициям в основной капитал на 1 малое предприятие - 3 место;
- по обороту на 1 малое предприятие - 6 место.
Область, как уникальная национально-территориальная единица, обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом, на ее территории сосредоточены природные ресурсы, объекты национального, культурного и исторического наследия, проходят важные экономические, спортивные и культурные события. Обширные таежные угодья, отвесные скалы и быстрые реки идеально подходят для активного отдыха. Отдохнуть и поправить здоровье можно круглогодично в четырех санаториях курорта Кульдур, расположенного у отрогов Малого Хингана. На территории области в городах Биробиджан и Облучье действуют две горнолыжные базы, оснащенные необходимой инфраструктурой и широким спектром предлагаемых услуг.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, туризм определен как одно из ведущих направлений развития в дальневосточном регионе, способствующее решению ряда социально-экономических проблем, закреплению населения на территории. Мероприятия государственной программы призваны способствовать повышению инвестиционной привлекательности, в том числе, туристской и смежных туристской инфраструктуре отраслей экономики Еврейской автономной области.
С учетом важности проблемы роста инвестиционной активности на территории области работа по привлечению инвестиций должна носить системный характер и осуществляться программными методами. Необходимо обеспечить эффективное решение проблем в сфере привлечения инвестиций за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам, посредством реализации настоящей государственной программы.
3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели и задачи государственной программы
Приоритеты региональной государственной политики в сфере реализации государственной программы сформированы на основе:
- Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной экономической политике";
- перечня поручений Президента Российской Федерации от 31.01.2013 N Пр-144ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 27.12.2012 по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата (в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2012 года N 2096-р "О показателях оценки эффективности деятельности должностных лиц по созданию благополучных условий ведения предпринимательской деятельности (до 2018 года)");
- распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.12. 2009 N 2094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года";
- постановление правительства области от 20.03.2012 г. N 118-пп "О Стратегии социально-экономического развития Еврейской автономной области на период до 2020 года".
В соответствии со стратегическими документами, приоритеты в развитии экономики региона должны обеспечить рост конкурентоспособности области, как основы для инвестиционной привлекательности, туристкой конкурентоспособности, развития малого и среднего предпринимательства.
Исходя из этого, сформирована цель государственной программы - повышение инвестиционной привлекательности и улучшение инвестиционного климата области, а также её стратегические направления:
- формирование благоприятного инвестиционного климата;
- формирование имиджа области как территории, благоприятной для инвесторов;
- внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного АНО "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" (далее - инвестиционный стандарт).
Достижение целей государственной программы должно осуществляться посредством решения следующих задач:
1. Создание условий для привлечения инвестиций в экономику области.
2. Развитие малого и среднего предпринимательства, реализация инвестиционного потенциала малого бизнеса области.
3. Развитие туризма как привлекательной для инвестиций сферы услуг области.
4. Перечень показателей (индикаторов) государственной программы
Таблица 1
Сведения о показателях (индикаторах) государственной программы
N пп | Наименование показателя (индикатора) | Ед. измере-ния | Значения показателей | |||||
2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Государственная программа "Формирование благоприятного инвестиционного климата в Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы | ||||||||
Объем инвестиций в основной капитал на душу населения области | тыс. рублей | 120 | 130 | 140 | 150 | 170 | 190 | |
Подпрограмма 1 "Создание благоприятного инвестиционного климата на территории Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы | ||||||||
1 | Объем инвестиций в основной капитал на душу населения области | тыс. рублей | 120 | 130 | 140 | 150 | 170 | 190 |
2 | Прирост инвестиций в основной капитал | процент | 100 | 3 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 7,0 |
3 | Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения области | долл. США | 105 | 115 | 120 | 125 | 130 | 140 |
Подпрограмма 2 "Развитие малого и среднего предпринимательства в Еврейской автономной области" на 2014 - 2018 годы | ||||||||
4 | Количество малых и средних предприятий (с учетом микропредприя-тий) на одну тысячу человек населения области | Единиц | 9,2 | 9,3 | 9,4 | 9,5 | 9,6 | 9,7 |
5 | Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) по полному кругу организаций области | процент | 19,5 | 20,0 | 20,5 | 21,0 | 21,5 | 22,0 |
6 | Доля инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий в общем объеме инвестиций в основной капитал по полному кругу предприятий и организаций на территории области | процент | 23,0 | 29,0 | 35,0 | 41,0 | 47,0 | 53,0 |
Подпрограмма 3 "Развитие туризма в Еврейской автономной области" | ||||||||
7 | Объем платных туристских услуг, оказанных населению | млн. руб. | 85,0 | 90,0 | 92,0 | 95,0 | 97,0 | 100,0 |
8 | Объем внутреннего туристского потока | чел. | 300 | 350 | 400 | 450 | 500 | 600 |
9 | Численность иностранных туристов | чел. | 1500 | 1800 | 2000 | 2300 | 2500 | 3000 |
10 | Численность занятых в сфере туризма | чел. | 60 | 65 | 70 | 80 | 90 | 100 |