Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2014-2018 ГОДЫ" (с изменениями на: 05.09.2014)

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Промышленность - одна из важнейших и социально значимых отраслей народного хозяйства республики; в структуре произведенного валового регионального продукта (ВРП) на промышленное производство приходится 6,6 процента. Численность занятых в отрасли составляет более 27 тысяч человек.

Ведущими подотраслями промышленности Дагестана являются пищевая индустрия, электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность.

Машиностроительный комплекс - один из основных блоков обрабатывающих производств. В настоящее время он представлен в республике производством оборудования для авиа- и судостроения, радиоэлектронной промышленностью, энергетическим машиностроением и электротехнической промышленностью. В последние годы в республике ускоренное развитие получило производство автомобильных компонентов.

Отрасль насчитывает более 25 действующих предприятий, обеспечивает занятость около 9 тыс. человек. Развитие многих предприятий машиностроения в последние годы связано с расширением кооперации и интеграции с крупными российскими компаниями, корпорациями, холдингами, концернами. Среди партнеров дагестанских промышленников ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "КАМАЗ", ОАО "Компания "Сухой", ГК "Ростехнологии", ОАО "Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор", ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл" и другие предприятия и научно-исследовательские организации.

Химическую и стекольную промышленность представляют 8 предприятий, расположенных в разных городах республики, численность персонала которых составляет около 2 тыс. человек. В отрасли значительным производственным потенциалом обладают ООО "Дагестан Стекло Тара", ОАО "Дагфос", ОАО "Завод стекловолокна", ООО "НБТ "Дагестан" и другие.

В настоящее время увеличить производительность труда в реальном секторе экономики республики невозможно без коренной модернизации, включающей в себя широкий спектр направлений: от технологического перевооружения предприятий и активизации инновационной деятельности до радикального повышения качества человеческого капитала и перестройки институциональной структуры государственного сектора науки.

На крупных промышленных предприятиях имеются незагруженные мощности и свободные производственные площади, обеспеченные всей необходимой инфраструктурой, которые необходимо использовать как инвестиционные площадки. При этом практически на каждом предприятии республики имеются инвестиционные проекты, направленные на модернизацию производства, выпуск конкурентоспособной гражданской продукции, в том числе взамен нестабильного оборонного заказа.

В целях обеспечения эффективного использования прикладного научно-технического потенциала в последние годы в республике принят ряд нормативных правовых актов, в том числе Законы Республики Дагестан: от 17 марта 2006 года N 15 "Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан", от 9 марта 2007 года N 5 "О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан", от 26 декабря 2008 года N 63 "О технопарках в Республике Дагестан". Вместе с тем республиканское законодательство в этой области не лишено недостатков, которые начинают выявляться при переходе к стадии реализации практических мероприятий, необходимо его дальнейшее совершенствование.

Устранение препятствий, сдерживающих развитие промышленности, требует применения адекватных комплексных методов и механизмов решения проблемы. Необходимость применения программно-целевого метода объясняется рядом факторов, сдерживающих инновационное развитие промышленности, среди которых основными являются следующие:

недоступность крупных и средних долгосрочных инвестиционных кредитов под приемлемые процентные ставки. Разработка инновационной продукции и инвестирование средств в ее освоение ведется в основном за счет собственных средств предприятий, что сегодня представляется явно недостаточным. Вследствие этого освоение инновационных на момент разработки проектов затягивается на годы, что ведет к их устареванию либо вытеснению с рынка конкурентами из других регионов;

зависимость промышленности республики от государственного оборонного заказа, который в машиностроительном комплексе составляет более половины объемов производства. Используя производственный опыт и кадровый потенциал оборонных предприятий необходимо провести реструктуризацию отрасли для создания новых производств по выпуску конкурентоспособной гражданской продукции;

недостаток квалифицированных кадров. Имеющиеся на сегодняшний день в республике кадровый потенциал и система подготовки кадров, особенно в части начального и среднего профессионального образования, не обеспечивают стабильное развитие промышленности, тем более на длительную перспективу. Необходимо отметить, что дефицит кадров для промышленности сложился отчасти и вследствие сравнительно низкой заработной платы в отрасли. Так, в машиностроении средняя заработная плата находится примерно на одном уровне со средней заработной платой по республике, в то время как это соотношение должно быть как минимум двукратным.

Предлагаемая Программа предусматривает системный подход к реализации конкретных приоритетных направлений в промышленности, целевое определение мероприятий по указанным направлениям, которые на сегодняшний день и в среднесрочной перспективе имеют реальные возможности для развития. Программа как базовый комплексный документ позволяет в 2014-2018 гг. сконцентрировать усилия и финансовые ресурсы на достижении поставленных целей.

Темп роста промышленного производства в Республике Дагестан за 2012 год составил 100,4 проц. (за 2011 год - 105,2 проц.), в том числе по рассматриваемому Программой виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" - 102,7 проц., что обеспечено ростом в машиностроении, стекольной и перерабатывающих отраслях промышленности республики, а также промышленности строительных изделий и материалов, т.е. по таким видам экономической деятельности, как:

"Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий" - 136,5 проц.;

"Производство прочих неметаллических минеральных продуктов" - 137,1 проц.;

"Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" - 105,0 проц.;

"Производство машин и оборудования" - 103,9 проц.;

"Производство пищевых продуктов, включая напитки и табак" - 106,3 процента.

В то же время прирост промышленного производства в республике за 2012 год был ниже показателя в целом по Российской Федерации (2,6 проц.) и Северо-Кавказскому федеральному округу (2,5 проц.). Среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа Республика Дагестан опережала по данному показателю только Республику Ингушетия и Чеченскую Республику.

При сохранении факторов, сдерживающих инновационное развитие промышленности, среднегодовой прирост промышленного производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" (по отдельным подвидам) на 2014-2018 годы сохранится на уровне максимум 3-5 проц., тогда как Программой предусматривается 16-20 проц., то есть к 2018 году будет обеспечен существенный прорыв (в 2,5 раза, в сравнении с базовым 2012 годом) в темпах роста промышленности.

В то же время целевыми индикаторами Программы предусматриваются среднегодовые темпы роста по обрабатывающим производствам в размере 118 процентов. Численность работающих только на предприятиях, участвующих в реализации мероприятий Программы, увеличится на 8,3 тыс. человек.

Налоговые платежи в консолидированный бюджет Республики Дагестан по предприятиям машиностроения в 2012 году составили 170,0 млн. рублей. При реализации Программы к 2018 году ожидается их увеличение до 540 млн. руб., в целом за 5 лет они составят 1,9 млрд. руб., что компенсирует расходы из республиканского бюджета Республики Дагестан, выделяемые на мероприятия Программы.

Таким образом, принятие Программы существенно повлияет на улучшение социально-экономической ситуации в Республике Дагестан в сравнении со сложившейся сегодня и прогнозируемой без учета программно-целевого метода.

При подготовке настоящей Программы рассматривался инновационный сценарий развития ситуации. Основу Программы составит реализация конкретных инновационных проектов и проектов модернизации предприятий, а также комплекса мероприятий, направленных на создание организационных основ, благоприятных условий и экономических стимулов для развития инновационного процесса в промышленном комплексе республики, проведение технического перевооружения базовых предприятий с внедрением современных высокопроизводительных технологий.

Система программных мероприятий формируется по основным отраслевым направлениям, приоритетным для промышленности Республики Дагестан:

развитие производства автомобильной техники и автокомпонентов;

развитие производства авиационного оборудования и авиационной техники;