Астраханская область - один из наиболее многонациональных регионов Российской Федерации, где наряду с русскими, составляющими более 60% населения, проживают представители многих народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. На протяжении веков они сложились как этнические общности на территории региона. Благодаря объединяющей роли русского народа здесь сохранились уникальное единство и многообразие обычаев и традиций, духовная общность и союз различных народов.
В регионе непрерывно усложняется этноконфессиональный состав населения. По переписи населения 2010 года здесь проживают представители 147 этносов. Наибольшую численность составляют около тридцати национальностей, из которых самые крупные: русские, казахи, татары, ногайцы, калмыки, представители народов Кавказа. Демографическая ситуация для большей части традиционных народов региона продолжает оставаться в целом неблагоприятной.
По итогам переписи отмечено снижение численности коренного населения: количество татар сократилось на 12 тысяч человек, или на 14.3%, русских - на 82 тысячи, или на 12%, в целом сократилась численность славянского населения. Меньше стало калмыков и евреев. Этноконфессиональный состав населения области меняется в сторону увеличения численности выходцев из Средней Азии и народов Кавказа.
По ряду причин Астраханская область вызывает огромный интерес у иностранных государств, а также государств, входящих в блок НАТО. С территории некоторых прилегающих к региону стран СНГ в течение 20 лет осуществляется поддержка общественно-политической активности диаспор в России и, в частности, Астраханской области. Отдельные национальные общества региона имеют устойчивые связи с дипломатическими службами и органами исполнительной власти этих государств, общероссийскими организациями диаспор.
Наблюдается рост численности национально-культурных общественных объединений (далее - НКОО) со статусом юридического лица. Так, в 2010 году их было 30, в 2011 - 37. На данный момент зарегистрировано 39 региональных НКОО, функционирует 27 местных отделений и самостоятельных НКОО.
Также на территории региона представлено более 30 религиозных исповеданий, объединяющих 212 религиозных общин. Из них Русской православной церкви - 76, мусульманских объединений - 68, протестантских общин - 33.
Продолжается внешний и внутригосударственный приток в регион преимущественно неквалифицированной рабочей силы. Часть мигрантов-иностранцев работает на незаконных основаниях. Большинство мигрантов - низкоквалифицированные работники, только половина иностранцев, претендующих на проживание в России, имеет среднее образование, плохо владеет русским языком, мало кто имеет профессии, востребованные на рынке труда. Ситуация в миграционной сфере сохраняет ресурс для общей напряженности межнациональных отношений, некоторую коррупционную, криминогенную составляющую.
Нарастает обострение культурных противоречий благодаря неконтролируемому наплыву в регион жителей южных республик России, не приспособленных к жизни в крупном городе, не принимающих местные традиции, вызывающе ведущих себя в общении со старожильческим населением. В перераспределении объектов собственности в течение десятилетий реализуются тенденции, ведущие в том числе к маргинализации местного населения, вытеснению его из ряда традиционных сфер хозяйственной деятельности.
Усиливается миссионерская деятельность неправославных конфессий и сект, повышается конкурентная борьба в рекрутировании новых верующих. Отмечается дальнейшее разделение мусульманской общины по национальному признаку.
В оценке и прогнозировании межэтнических отношений в регионе следует также учитывать негативные политические процессы, происходящие в некоторых регионах России, к которым культурно-исторически тяготеют отдельные народы Астраханской области. К таким тенденциям следует отнести снижение авторитета общегосударственных институтов, укрепление этнократии на волне отрицания принципа социальной справедливости, равноправного использования социальных лифтов, возрождения доиндустриальных, родоплеменных традиций и пропаганды этнорелигиозной отчужденности от общероссийских ценностей.
В регионе отмечен рост русофобии, которая проявляется в быту, в местах проживания со значительной долей нерусского населения, в общежитиях учебных заведений и на молодежных форумах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Среди активистов национально-культурных обществ наблюдается снижение популярности идей российской государственности. Многие национально-культурные общественные объединения организуют, как правило, собственные мероприятия исключительно в интересах сохранения и развития национальных языков и культуры. Как показал социологический опрос, у национально-культурных элит снижены или отсутствуют базовые ценности, способные скреплять общество.
Наблюдается радикализация молодежного актива некоторых национальных сообществ. В последние 20 лет среди части молодых людей сформировалось стремление к национально-культурной изоляции, радикальным религиозным или националистическим взглядам на мир, оторванности от традиций русской культуры и общероссийских ценностей. Обращают на себя внимание тенденции бытового национализма, проявляющиеся в межличностных и групповых конфликтах. На протяжении длительного времени отмечается рост популярности среди тюркской молодежи пантюркистской идеологии, а также наличие определенных групп, разделяющих и пропагандирующих через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" сепаратистские взгляды. Предпринимаются попытки создать в социальных сетях группы для пропаганды отдельных исламских государств как образа общетюркского объединения, борьбы за чистоту культуры и религии.
Вследствие ряда деструктивных процессов в сфере экономических, культурных, социальных отношений в последнее время ежегодно фиксируются уголовные преступления экстремистской направленности на религиозной или этнической почве.
Наиболее существенное негативное влияние на межэтнические отношения оказывают следующие негативные факторы:
размывание базовых культурных ценностей, способных скреплять общество, а также традиционных нравственных ориентиров народов региона;
рост радикальных настроений на фоне правового нигилизма и участившихся случаев совершения преступлений экстремистской направленности;
недостаточная системность мер по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению культуры, истории и традиций народов региона;
высокий уровень социально-культурных различий и распространенность стереотипов в отношении представителей других народов;
отсутствие системы мер по адаптации и интеграции мигрантов;
недостаточность системного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления по реализации государственной национальной политики, в том числе и по профилактике экстремизма и предупреждению конфликтов на территориях муниципальных образований Астраханской области.
Потенциальный негатив в этноконфессиональной сфере сдерживается относительно спокойным социально-экономическим положением в стране и в регионе, численным превосходством коренных народов региона над приезжими, стабильной политической обстановкой, сохраняющимся авторитетом власти среди населения, общественно-политической инфантильностью жителей региона.
В современных условиях этнический и религиозный факторы становятся полем противостояния идей и мировоззрений, среди которых есть ориентированные на возрождение и укрепление здоровых традиционных нравственных начал культуры, а есть радикальные, нацеленные на раскол общества и ликвидацию существующей социальной организации и государственности.
Ключевыми проблемами, требующими комплексного решения в современных условиях, являются:
формирование и активное распространение узконационального мировоззрения и интересов в противовес общероссийской гражданской идентичности;
сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей, наличие подобных проблем также у других народов, традиционно проживающих в Астраханской области;
радикализация национальных и религиозных настроений в молодежной среде под воздействием растущего расслоения общества и агрессивной пропаганды посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
недовольство местного, коренного населения увеличением прибывающих из-за рубежа трудовых мигрантов и других иностранных граждан, а также ранее вступивших в гражданство Российской Федерации, при этом мало связанных в культурном отношении с Россией;
необходимость усиления систематической воспитательной и просветительской работы по формированию гражданского единства ввиду сложной социально-экономической и политической ситуации на Северном Кавказе.