Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ НА 2014-2016 ГОДЫ"

Таблица 5

Соотношение выручки сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных) к производству продукции малыми формами хозяйствования в Орловской области в 2012 году

млн рублей

Производство продукции МФХ

Выручка СПоК

%

13 908

166,3

1,2

Организации потребительской кооперации, действующие в сельской местности

Организации потребительской кооперации - потребительские общества, союзы потребительских обществ, а также учреждения, хозяйственные общества и иные юридические лица, учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.

Потребительское общество - это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союза) в Российской Федерации".

Потребительские общества объединены в региональный союз ОПО "Союз Орловщины", которые располагают материально-технической базой, предназначенной для осуществления заготовительной и перерабатывающей деятельности, торговли, социального и бытового обслуживания сельского населения. Однако имеющаяся база нуждается в модернизации, Организации потребительской кооперации осуществляют свою

деятельность, в основном, в сельской местности, и выполняют задачи:

- Обеспечения сельского населения продовольственными и непродовольственными товарами жизненной необходимости;

- поддержки личных подсобных хозяйств и расширении их возможностей в сбыте сельскохозяйственной продукции;

- содействия сельскохозяйственной и несельскохозяйственной занятости селян, получении ими дополнительных доходов.

В зону деятельности потребительской кооперации входят более 2,5 тыс. населенных пунктов, в которых проживает более 350 тыс. сельских жителей (или около 40% населения области), в том числе 1,9 тыс. поселений с численностью жителей менее 100 человек.

Совокупный доход организаций, входящих в систему потребительской кооперации Орловской области в 2012 году составил более 4,2 млрд рублей.

Приоритетным направлением деятельности организаций потребительской кооперации является закупка сельскохозяйственной продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах, и ее переработка на кооперативных предприятиях. В 2012 году было закуплено 831 т мяса, 245 т молока, 2,8 млн штук яиц, 1 487 т овощей, 2 472 т картофеля, 1 342 т плодов. За сданную сельскохозяйственную продукцию гражданами получено 293 млн рублей. В области действуют 22 заготовительных пункта.

Потребительская кооперация всегда была и остается социально-ориентированной системой: кооператоры работают с самой малозащищенной и имеющей низкие доходы группой сельского населения, содержат убыточные магазины и предприятия, которые в значительном количестве населенных пунктов, являются селообразующими.

Еще одной важной социальной миссией организаций потребительской кооперации является доставка товаров первой необходимости в труднодоступные и малочисленные сельские населенные пункты, которая для кооперативных организаций также является убыточной.

Факторы, сдерживающие развитие сельскохозяйственной кооперации

В настоящее время можно выделить следующие факторы, сдерживающие развитие кооперации сельских товаропроизводителей по производству и реализации продукции, материально-техническому снабжению и оказанию услуг:

- низкий уровень доходов сельского населения, субъектов малого и среднего сельского предпринимательства, не позволяющий им обеспечить необходимый стартовый капитал для создания и деятельности кооперативов;

- недоступность банковских кредитов, слабое развитие систем оказания финансовых услуг субъектам малого и среднего сельского предпринимательства;

- отсутствие квалифицированных кадров и механизма их поиска, подготовки и закрепления;

- низкий уровень информированности сельских жителей о преимуществах кооперации;

- низкий уровень правовой культуры на селе, практическое отсутствие информированности населения о законодательных условиях деятельности;

- высокий уровень недоверия населения к любым создаваемым структурам, вследствие чего наблюдается инертность, нерешительность, нежелание вкладывать средства в какие бы то ни было проекты.

Эти и другие проблемы не могут быть комплексно, быстро и эффективно решены с использованием только действующих инструментов, поэтому, необходима специальная программа по развитию кооперации на сельских территориях.

2. Описание целей, задачи Программы и значения показателей результата,

характеризующие их