Недействующий
Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

ДЕПАРТАМЕНТ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 27 декабря 2013 года N 125

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ НА 2014-2016 ГОДЫ"

В целях развития сельскохозяйственной кооперации в Орловской области приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу Орловской области "Развитие сельскохозяйственной кооперации на 2014—2016 годы" (далее также - Программа) согласно приложению.

2. Отделу планирования, бухгалтерского учета и отчетности Департамента сельского хозяйства Орловской области (Н. В. Булгакова) осуществлять финансирование Программы в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных на реализацию Программы.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Департамента

В. И. Коротеев


Приложение

к приказу Департамента

сельского хозяйства Орловской области

от 27 декабря 2013 года N 125

Ведомственная целевая программа Орловской области "Развитие сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы"

Паспорт


Наименование Программы

"Развитие сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы"

Главный распорядитель бюджетных средств

Департамент сельского хозяйства Орловской области

Цель Программы

Развитие системы сельскохозяйственной кооперации как фактора повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий, повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов

Сроки реализации Программы

2014-2016 годы

Ответственный исполнитель

Начальник управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области

Ожидаемые результаты реализации Программы

1. Создание мощностей по хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, приобретение специализированного автотранспорта, организация логистических центров, снабженческих пунктов, сельскохозяйственных кооперативных рынков, мощностей по строительству и обслуживанию членов кооперативов не менее чем в 3 сельскохозяйственных кооперативах и организациях потребительской кооперации.
 2.  Прирост выручки от реализации продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных) на 117%.
 3.  Прирост суммы займов, выданных сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами на 20%.
 4. Создание не менее 24 дополнительных рабочих мест на сельских территориях.
 5. Проведение не менее 3 совещаний, круглых столов с представителями сельскохозяйственных кооперативов всех видов, организаций потребительской кооперации по вопросам осуществления их деятельности, изучения и распространения передового опыта работы

Целевые индикаторы и показатели

1.  Количество сельскохозяйственных кооперативов, организаций потребительской кооперации, оказывающих сельскому населению не менее 50% услуг, реализовавших проекты развития своей материально-технической базы.
 2.  Прирост выручки от реализации продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных потребительских кооперативов (кроме кредитных).
 3.  Прирост суммы займов, выданных сельскохозяйственными потребительскими кредитными кооперативами.
 4.  Создание дополнительных рабочих мест на сельских территориях.
 5.  Количество проведенных совещаний, круглых столов с представителями сельскохозяйственных кооперативов всех видов, организаций потребительской кооперации по вопросам осуществления их деятельности, изучения и распространения передового опыта работы

Объемы и источники финансирования

Общий объем финансирования Программы -
 88 470,0 тыс. рублей,
 в том числе: областной бюджет - 21 000,0 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы иных бюджетных
 ассигнований - 45 429,0 тыс. рублей;

 внебюджетные источники -
 22 041,0 тыс. рублей

1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

Первым Всероссийским съездом сельских кооперативов утверждена "Концепция развития потребительской кооперации в Российской Федерации до 2015 года", которой определены основные направления деятельности сельскохозяйственных кооперативов всех видов и организаций потребительской кооперации, оказывающих сельскому населению не менее 50% услуг, для обеспечения стабильного поступательного развития, расширения и интенсификации деятельности, приобретения влияния на социально ориентированном рынке продовольственных и непродовольственных товаров, повышения авторитета и участия в решении социально-экономических проблем и обеспечения безопасности страны в сфере продовольственного обеспечения.

Целью государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации должно стать повышение качества жизни сельского населения за счет широкого внедрения инноваций, позволяющих не только полностью обеспечить сельское население продовольствием собственного производства, повысить его занятость и доходы, но и превратить отечественных сельхозпроизводителей в главных поставщиков конкурентного продовольствия на региональные, национальные и мировые рынки.

Развитие сельскохозяйственной кооперации содействует:

обеспечению рентабельности сельскохозяйственного производства субъектами малого и среднего предпринимательства;

облегчению доступа сельских жителей к рынкам материально-технических, финансовых, информационных ресурсов, снижению производственных и трансакционных издержек малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе;

сокращению потерь сельскохозяйственных товаропроизводителей от диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, услуги для сельского хозяйства;

расширению сферы занятости и повышению доходов сельского населения, консолидации его экономических интересов и повышению социального статуса;

распространению инноваций в сельскохозяйственном производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, повышению качества произведенной продукции и оказываемых услуг;

развитию конкуренции в сфере агробизнеса, ограничению монополистического поведения крупных коммерческих агропромышленных формирований;

укреплению диверсификации сельской экономики, повышению наполняемости местных бюджетов.

Таким образом, развитие кооперации на селе является необходимым условием устойчивого развития сельских территорий.

Государственная политика в области поддержки сельскохозяйственной кооперации начала формироваться в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Значительную роль в ускорении формирования кооперации на селе сыграла реализация Приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы" (далее также -Государственная программа).

Предпринятые в рамках Приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и Государственной программы в 2006-2012 годы меры по поддержке, в частности сельскохозяйственной потребительской кооперации, позволили начать процесс систематического кооперативного строительства, выявить основные его проблемы.

В Орловской области действовала областная целевая программа "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы", утвержденная Законом Орловской области от 22 марта 2007 года N 667-ОЗ "Об областной целевой программе "Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области на 2007-2010 годы" (далее также - Программа развития кооперации), основной целью которой являлось стимулирование экономической активности сельского населения, способствующее росту занятости и повышению его доходов, увеличению объемов производства и реализации продукции, работ, услуг, созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов различных направлений деятельности, формированию многоуровневой системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Орловской области. За период реализации указанной программы были созданы 50 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая 12 кооперативов второго уровня.

За 2007-2010 годы по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Орловской области численность членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов выросла в 34,7 раза, размер внеоборотных активов - в 5,8 раз, выручка - в 4,8 раза.

С 2012 года начала действовать долгосрочная областная целевая программа "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 7 сентября 2011 года N 301 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 годы" (далее также - Программа развития К(Ф)Х), содержащая мероприятия по развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации: субсидирование затрат на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, на строительство, реконструкцию, модернизацию объектов складской инфраструктуры (зернохранилищ, овощехранилищ, картофелехранилищ), пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции, на закупку молока, мяса, картофеля, овощей, фруктов у членов кооператива.

Новый этап государственной политики в сфере сельскохозяйственной кооперации должен учитывать опыт предыдущих этапов, актуальное состояние, тенденции и прогноз развития сельскохозяйственных кооперативов.

Современная сельскохозяйственная кооперация включает в себя:

1. Все виды сельскохозяйственных кооперативов первого и последующих уровней (производственные и потребительские).

2. Специализированные ассоциации (союзы) сельскохозяйственных кооперативов.

3. Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, куда обязаны входить все сельскохозяйственные кооперативы и их специализированные союзы.

4. Саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

В настоящее время в сельской местности Орловской области функционируют все формы сельскохозяйственных кооперативов, предусмотренные гражданским законодательством.

Таблица 1

Количество сельскохозяйственных кооперативов и потребительских обществ на селе в Орловской области по состоянию на 1 января 2013 года

Форма кооперации

Зарегистрировано кооперативов, ед.

всего

в том числе

работающих

%

Сельскохозяйственные производственные кооперативы

16

16

100

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы -всего, в том числе кредитные

36
 4

27 4

75 100

Организации потребительской кооперации

57

57

100

Потенциальной базой кооперации в сельской местности Орловской области являются не только все сельские жители, но и 242 действующих сельскохозяйственных организаций, а также 1258 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Наибольшую активность в кооперации проявляют крестьянские (фермерские) хозяйства и товарные хозяйства населения . Однако в условиях присоединения к ВТО, ужесточения конкуренции на мировых рынках продовольствия и в целях сохранения социальной стабильности на селе и экономического роста сельскохозяйственной отрасли России важно вовлечение в кооперативные отношения всех жителей села, фермеров и сельскохозяйственных организаций.

Потребительская кооперация системы Центросоюза Российской Федерации осуществляет свою деятельность преимущественно в сельской местности и имеет следующее построение: потребительские общества, региональные союзы, Центросоюз Российской Федерации. В систему Центросоюза Российской Федерации также входят организации, учредителями которых являются потребительские общества, региональные союзы и Центросоюз Российской Федерации.

Система потребительской кооперации Орловской области включает в себя 74 кооперативные организации. ОПО "Союз Орловщины" имеет многоотраслевой характер деятельности: торговля, общественное питание, производство, заготовка, оказание бытовые услуг, кредитная деятельность по финансированию хозяйственной деятельности потребительских обществ и нужд пайщиков. В активе кооперации — 606 предприятий торговли, 80 предприятий общепита, 48 производственных цехов, 17 рынков и ярмарочных площадей, 22 заготовительных пункта, оптовые базы. В системе потребительской кооперации Орловской области трудятся более 30 тысяч человек.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы

Наиболее массовой организационной формой сельскохозяйственной кооперации является сельскохозяйственный производственный кооператив (далее также - СПК), которым признается коммерческая организация, созданная гражданами в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов и личном трудовом участии членов кооператива.

СПК, являющийся трудовой и социальной формой ведения хозяйства, имеет важное социально-политическое значение, так как предоставляет

возможность для рядовых тружеников села (в силу ряда причин не желающим, либо не имеющим возможности организовать свое собственное крестьянское хозяйство) участвовать в управлении производством, развивать свою хозяйственную инициативу.

Из всех предусмотренных российским законодательством форм организации сельскохозяйственного производства только в крестьянском (фермерском) хозяйстве и в сельскохозяйственном производственном кооперативе предусмотрено распределение прибыли среди членов (которые одновременно являются работниками), причем в СПК это распределение производится именно в зависимости от показателей личного трудового участия члена кооператива. В предприятиях иных организационно-правовых форм распределение прибыли происходит среди владельцев акций (паев, долей) в зависимости от доли в капитале предприятия, при этом конечные получатели прибыли могут не принимать трудового участия в деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя.

СПК решают вопросы занятости на селе, содержат объекты социальной сферы на селе, ими решаются многие социальные вопросы. СПК обеспечивают кормами, транспортом, топливом и другими ресурсами своих членов для ведения ими личного подсобного хозяйства.

В то же время социальная сущность СПК и имеющиеся у них сложности в осуществлении демократических процедур, пока не учитываются. Они имеют право только на те формы государственной поддержки, что и сельскохозяйственные организации иных организационно-правовых форм. Хотя им сложнее, чем иным организационным формам, получать инвестиции от частных лиц. Большинство СПК работает на арендованной земле, которую в любой момент могут перекупить более состоятельные лица. Сложившаяся классификация не относит СПК к "малым формам хозяйствования на селе", даже если они отвечают критериям, установленным для субъекта малого предпринимательства.

В настоящее время нередки случаи нарушение принципов демократии со стороны органов управления СПК, хищнического присвоения отдельными лицами имущества СПК путем их незаконного преобразования в различные -акционерные общества, умышленного банкротства, рейдерских захватов, в результате чего члены СПК нередко остаются без своих имущественных паев, без земли и без работы.

Таблица 2

Динамика численности сельскохозяйственных производственных кооперативов в Орловской области с 2000 года по 2012 год

2000

2001

2006

2008

2010

2012

2013

Численность сельскохозяйственных производственных кооперативов (на начало года), ед.

99

79

51

31

30

17

16

В силу названных причин численность СПК в Орловской области за последние годы постоянно снижается. На 1 января 2013 года их число составило 16, что на 80% меньше, в сравнении с 2000 годом. Требуются срочные меры по государственной поддержке СПК, первоочередными из которых являются:

- законодательное признание особой роли и места СПК в экономике и социальной сфере села современной России;

- приоритетное выделение долгосрочных субсидированных кредитов на выкуп арендуемой земли и земельных долей в собственность СПК;

- широкое вовлечение СПК в сельскохозяйственную потребительскую кооперацию;

- принятие мер по усилению контроля деятельности СПК и защиты прав и законных интересов их членов.

Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы

Сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы (далее также - СПКК) являются некоммерческими объединениями сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения, осуществляющими выдачу займов своим членам за счёт средств, привлекаемых от членов, ассоциированных членов, кредитных организаций и иных источников.