КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 декабря 2024 года N 1166


О внесении изменения в Территориальную схему в области обращения с отходами Республики Татарстан, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018 N 149 "Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами Республики Татарстан"



Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:


Внести в Территориальную схему в области обращения с отходами Республики Татарстан, утвержденную постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 13.03.2018 N 149 "Об утверждении Территориальной схемы в области обращения с отходами Республики Татарстан" (с изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.05.2019 N 391, от 21.05.2020 N 414, от 19.10.2021 N 985, от 09.07.2022 N 661, от 30.12.2022 N 1465, от 14.07.2023 N 835, от 10.10.2023 N 1294), изменение, изложив ее в новой редакции (прилагается).



Премьер-министр
Республики Татарстан
А.В.ПЕСОШИН



Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 13 марта 2018 г. N 149
     (в редакции постановления
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 19 декабря 2024 г. N 1166)



ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



Раздел I НАХОЖДЕНИЕ ИСТОЧНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ



1.1. Источники образования


Источник образования отходов - объект капитального строительства или другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков, на которых образуются отходы.


Перечень источников образования отходов сформирован на основе сведений органов исполнительной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, Федеральной службы государственной статистики, Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сведений из открытых источников информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Яндекс-карты, 2GIS и т.д.).


Источниками образования отходов являются:


жилищный фонд;


объекты общественного назначения;


туристический кластер;


производственные предприятия, в т.ч.:


добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства;


сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство;


строительные предприятия; медицинские организации.


В свою очередь, отходы делятся на следующие группы:


твердые коммунальные отходы;


жидкие коммунальные отходы;


производственные отходы;


строительные отходы;


медицинские отходы;


биологические отходы.



1.2. Твердые коммунальные отходы


В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 г. N 242 (далее - ФККО), к твердым коммунальным отходам (далее - ТКО) относятся все виды отходов подтипа отходов "Отходы коммунальные твердые" (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.


Численность населения по населенным пунктам представлена в приложении 1.1 к настоящей Территориальной схеме (не приводится). Реестр источников образования ТКО в жилищном фонде представлен в приложении 1.2 к настоящей Территориальной схеме (не приводится). Реестр источников образования ТКО в объектах общественного назначения представлен в приложении 1.3 к настоящей Территориальной схеме (не приводится).



1.3. Производственные отходы


Структура промышленности Республики Татарстан:


добыча полезных ископаемых - 30 процентов;


производство нефтепродуктов и нефтехимия - 31 процент;


машиностроение - 18 процентов;


производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 8 процентов;


производство пищевых продуктов - 6 процентов;


прочие производства - 7 процентов.


Крупнейшими образователями промышленных отходов на территории Республики Татарстан являются: публичное акционерное общество (далее - ПАО) "КАМАЗ", муниципальное унитарное предприятие "Водоканал", ПАО "Нижнекамскнефтехим", ПАО "Казаньоргсинтез", ПАО "Нижнекамскшина", ПАО "Нэфис Косметике", предприятия Волго-Камского региона Куйбышевской железной дороги на территории Республики Татарстан.


Значимыми образователями отходов являются предприятия добывающей отрасли, представленные ПАО "Татнефть" им. В.Д.Шашина, открытое акционерное общество (далее - ОАО) "ТАНЕКО", ОАО "Таиф-НК", общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Газпром трансгаз Казань", ООО "ТНГ-ГРУПП", предприятия обрабатывающей промышленности - ОАО "Sollers - Набережные Челны", ОАО "Sollers-Елабуга", федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Завод имени Серго", пищевой промышленности - ООО Управляющая компания "Просто молоко", ОАО "Татспиртпром", закрытое акционерное общество (далее - ЗАО) "Эссен продакшн АГ".



1.4. Отходы агропромышленного комплекса


Численность сельского населения составляет 23 процента численности населения Республики Татарстан. Агропромышленный комплекс играет важную роль в экономике республики. Татарстан входит в тройку лидеров среди других регионов России по объему сельскохозяйственной продукции. Стоимость валовой сельскохозяйственной продукции распределяется в равных долях между растениеводством и животноводством.


Информация об источниках образования и объектах утилизации, обезвреживания и размещения побочных продуктов животноводства представлена в приложении 1.4 к настоящей Территориальной схеме (не приводится). Сведения о планируемых объектах обращения с побочными продуктами животноводства (далее - ППЖ) представлены в приложении 1.5 к настоящей Территориальной схеме (не приводится).



1.5. Медицинские и биологические отходы (справочная информация)


Быстрые темпы развития здравоохранения в нашей стране и увеличение с каждым годом количества лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) делают крайне актуальной проблему обезвреживания, переработки и захоронения медицинских отходов, которая в современных условиях рассматривается как важная составляющая профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи.


В список опасных отходов в настоящее время входит около 50 видов медицинских отходов, их объем из года в год возрастает. Еще в 1979 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) отнесла отходы медицинской сферы к группе особо опасных и указала на необходимость создания специализированных служб по их уничтожению и переработке.


С вводом в действие санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21), многие проблемные вопросы в ЛПУ юридически и практически были решены.


Деятельность с этими отходами попадает в область регулирования также и природоохранного законодательства, так как в процессе их обезвреживания происходят выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, а также в результате обезвреживания образуются в значительно меньших количествах отходы I - IV класса опасности, попадающие под действие Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (например, зола от сжигания медицинских отходов).


Источники образования медицинских отходов, количество образуемых медицинских отходов и потоки медицинских отходов, направленных на обезвреживание, представлены в приложении 1.6 к настоящей Территориальной схеме (не приводится).


В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" отношения в области обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами, отходами ЛПУ, выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.


Понятие "биологические отходы" определено приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 626 "Об утверждении Ветеринарных правил перемещения, хранения, переработки и утилизации биологических отходов", а также ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения".



1.6. Строительные отходы


К строительным отходам относятся отходы от сноса объектов капитального строительства, разборки, реконструкции, ремонта или строительства зданий, сооружений, дорог, инженерных коммуникаций. Значительную часть объема отходов при ведении строительных работ составляет избыточный грунт, образовавшийся в процессе ведения земляных работ.



Раздел II КОЛИЧЕСТВО ОБРАЗУЮЩИХСЯ ОТХОДОВ



2.1. Сведения о количестве образования отходов на территории Республики Татарстан, систематизированные по видам отходов согласно Федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности (от I до V класса опасности)


На территории Республики Татарстан образуются отходы I, II, III, IV и V классов опасности по степени воздействия на окружающую среду.



Таблица 2.1



Количество образованных и накопленных отходов производства и потребления по классам опасности

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»