Действующий

О внесении изменений в постановление Губернатора Пензенской области от 29.12.2018 N 161 "Об утверждении Лесного плана Пензенской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Губернатора Пензенской области" (с последующими изменениями)



3.10. Информация о потребности создания, ремонта и содержания транспортных путей на период действия разрабатываемого лесного плана Пензенской области


Пензенская область и г. Пенза имеют выгодное транспортно-географическое положение. Территорию области пересекает одна из важнейших магистралей страны - Донбасс - Урал (южный участок - Пенза - Ртищево и восточный - Пенза - Самара), а также железные дороги Пенза - Нижний Новгород, Пенза - Москва, связывающие область со столицей и крупнейшими городами страны.


Важную роль во внутриобластных перевозках играет автомобильный транспорт. Автомобильные дороги представлены дорогами общего пользования федерального, областного и местного значения, которые связывают все населенные пункты области.


Большое значение имеет автомагистраль федерального значения Москва - Пенза - Самара, пересекающая территорию области с запада на восток, а также дороги областного значения Нижний Новгород - Саратов и Пенза - Тамбов.


Кроме дорог общего пользования, в области имеется густая сеть проселочных и лесных грунтовых дорог, соединяющих между собой сельские населенные пункты и проходящих по лесным массивам. Многие из этих дорог имеют удовлетворительное состояние и в условиях засушливого климата области являются проезжими в течение всего года, играя большую роль в обеспечении доступа к объектам лесохозяйственных работ.


Для лесного хозяйства особую важность имеют дороги, проходящие по лесным массивам, их протяженность, состояние, пропускная способность.


Общая протяженность дорог на землях лесного фонда составляет 16129 км, в том числе общего пользования 4399 км, лесных - 11730 км, из них круглогодового действия - 1119 км. Остальные лесные дороги являются проезжими только в сухое время года.


Важным показателем для лесохозяйственной деятельности является относительная густота транспортной сети. Густота всех расположенных на территории лесничеств дорог составляет в среднем 17,3 км на 1000 га лесного фонда с колебаниями от 7,2 до 62,0 км. Наибольшую густоту дорог имеют Ломовское, Ленинское, Белинское, Камешкирское, Сердобское, Лопатинское лесничества.


Для освоения расчетной лесосеки в целях заготовки спелых и перестойных лесных насаждений независимо от породного состава спелых древостоев в эксплуатационных лесах необходимо иметь не менее 7 км всех видов дорог на 1000 га, а в защитных лесах - 11 - 14 км. Не менее 30 - 35% этих дорог должны иметь твердое покрытие, то есть обеспечивать гарантированное круглогодовое их использование. Для полного охвата насаждений лесохозяйственными мероприятиями необходимо иметь 10 - 15 км дорог на 1000 га лесного фонда.


Леса на землях лесного фонда на территории области наряду с большими лесными массивами представлены значительной площадью колочных лесов с большим разбросом их по территории, и в этих условиях используются все имеющиеся автомобильные дороги. Фактическую обеспеченность путями транспорта в среднем по лесному фонду может быть признана достаточной для полного охвата насаждений лесохозяйственными мероприятиями, но более половины лесничеств области имеют недостаточную протяженность грунтовых лесохозяйственных дорог, то есть менее 10 км на 1000 га. Кроме того, эти дороги в весеннее и осеннее время и летом после дождей приходят в неудовлетворительное состояние и создают большие затруднения в лесохозяйственной деятельности лесничеств. Грунтовые дороги в лесу не могут служить надежной базой для работы машин и механизмов, так как служат максимум 4 - 5 лет, затем разрушаются и требуют капитального ремонта.


Задачи, поставленные перед лесным хозяйством в деле повышения продуктивности лесов, улучшения их породного состава и эффективности использования земель лесного фонда, требуют более интенсивного строительства лесных дорог необходимой густоты. При дальнейшем развитии механизации работ в лесном хозяйстве класс дорог и их качество должны быть значительно повышены.


В связи с этим одной из основных задач обустройства лесного фонда Пензенской области необходимо считать реконструкцию существующей сети лесных дорог и строительство новых дорог с твердым покрытием.


Транспортная доступность лесов, обеспеченность транспортными путями на период действия разрабатываемого лесного плана Пензенской области приводятся в приложении N 19 к лесному плану Пензенской области.