Электротранспорт и метрополитен.
Пассажирские перевозки, осуществляемые городским наземным электрическим транспортом, находятся в ведении ГП НО "Нижегородэлектротранс". В состав предприятия входят 6 депо, а также служба путевого и энергетического хозяйства (таблица 1.15). На существующих маршрутах работу осуществляют 160 единиц подвижного состава трамвая, в т.ч. 126 единиц большого класса и 34 единицы особо большого класса, и 158 единиц подвижного состава троллейбуса.
Таблица 1.15 - Перечень депо ГП НО "Нижегородэлектротранс"
N п/п | Наименование | Вместимость депо, ед. | Протяженность контактной сети, км | Адрес и месторасположение |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Трамвайное депо N 1 | 150 | 120,6 | Советский район, ул. Генерала Ивлиева, 1 |
2 | Трамвайное депо N 2 | 150 | 120,1 | Московский район, ул. Народная, 43а |
3 | Трамвайное депо N 3 | 100 | 79,2 | Автозаводской район, пр. Молодежный, 52-й квартал |
4 | Троллейбусное депо N 1 | 100 | 148,1 | Советский район, ул. Генерала Ивлиева, 1 |
5 | Троллейбусное депо N 2 | 75 | 143,5 | Московский район, Сормовское шоссе, 1б |
6 | Троллейбусное депо N 3 | 50 | 97,0 | Ленинский район, пр. Ленина, 87б |
Электроснабжение подвижного состава осуществляется 33 тяговыми подстанциями. Общая протяженность контактной сети городского округа город Нижний Новгород: по трамваю 183,04 км одиночного пути, по троллейбусу 249,87 км одиночного пути. Общая протяженность трамвайных путей составляет 179,5 км одиночного пути. Модельный ряд подвижного состава представлен в таблице 1.16.
Данные пассажиропотоков на популярных маршрутах электротранспорта представлены в таблице 1.13 и рис. 1.19 вместе с другими видами пассажирского транспорта.
Таблица 1.16 - Модельный ряд электротранспорта
Марка транспортного средства | Кол-во ед. | Суммарный пробег с начала эксплуатации, км | Усредненная эксплуатационная скорость, км/ч | Суммарный процент начисленной амортизации, % |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ГП НО "Нижегородэлектротранс" | ||||
71-403 | 21 | 16 259 346 | 11,7 | 8,4 |
71-407 | 31 | 8 442 614 | 12,5 | 10 |
71-409 | 1 | 34 593 | 10,4 | 10 |
КТМ 71-623 | 1 | 95 770 | 13,7 | 10 |
КТМ 71-608 | 27 | 20 262 084 | 13,7 | 6,3 |
КТМ 71-619 | 29 | 19 217 525 | 15,0 | 6,8 |
КТМ 71-605 | 60 | 81 723 969 | 17,1 | 6,3 |
ЛМ 71-153 | 12 | 2 101 669 | 10,4 | 9,7 |
Т-3 | 96 | 155 313 608 | 10,4 | 6,3 |
Т-3М | 21 | 28 238 974 | 10,4 | 6,3 |
Итого амортизация парка подвижного состава трамваев, % | 8,0 | |||
Тролза 5265 | 11 | 5 258 921 | 16,2 | 14,3 |
ЗиУ 682В | 2 | 1 883 393 | 16,2 | 10 |
ЗиУ 682 (БТЗ) | 8 | 10 151 788 | 15,8 | 10 |
ЗиУ 682Г 016 | 40 | 28 194 657 | 16,2 | 10 |
ЗиУ 682 | 78 | 105 273 105 | 15,7 | 10 |
ЗиУ 682Г | 1 | 1 170 054 | 16,6 | 10 |
ЗиУ 683 | 1 | 1 460 062 | 16,6 | 10 |
Авангард 52981 | 21 | 9 122 052 | 15,7 | 14,3 |
Авангард 5298 | 1 | 268 422 | 16,2 | 14,3 |
АКСМ 321 | 18 | 9 904 934 | 15,9 | 14,3 |
АКСМ 201 | 1 | 1 000 965 | 16,6 | 10 |
АКСМ 101 | 3 | 3 169 170 | 14,8 | 10 |
ЛиАЗ 5280 | 20 | 13 433 477 | 16,6 | 10 |
ВМЗ 5298-01 | 4 | 1 218 830 | 14,8 | 14,3 |
Итого амортизация парка подвижного состава троллейбусов, % | 11,5 |
Пассажирские перевозки, осуществляемые нижегородским метрополитеном, находятся в ведении муниципального предприятия "Нижегородское метро". В таблице 1.17 представлены основные технико-эксплуатационные характеристики метрополитена. Схема маршрутов метро в городе представлена в разделе 1.3.
Метро в городе Нижнем Новгороде является убыточным ввиду того, что развитие данного вида транспорта долгие годы отставало от развития территории города. Появилось большое количество новых жилых микрорайонов, где метро отсутствует. Здесь можно отметить: микрорайон Верхние Печеры, микрорайон Кузнечиха, 7-й микрорайон Сормова и др. Также долгое время отсутствовало метро в верхней части города, где сосредоточено большое количество мест притяжения труда горожан. После строительства станции метро "Горьковская" пассажиропоток метро существенно вырос, и в настоящее время это самая востребованная станция метро в городе (рис. 1.21).
Рисунок 1.21 - Распределение пассажиров
по станциям в % (данные опроса)
Таблица 1.17 - Основные технико-эксплуатационные характеристики Нижегородского метрополитена
N п/п | Основные характеристики | Существующее положение |
1 | Эксплуатационная длина линии в 2-путном исчислении, км | 23,22 |
2 | Количество линий | 2 |
3 | Количество станций, в т.ч.: | 15 |
станций с одним выходом | 3 | |
4 | Максимальная частота движения, пар поездов в час | 14 |
5 | Минимальный интервал движения, сек. | 180 |
6 | Инвентарный парк вагонов, ед. | 107 |
7 | Эксплуатационный парк вагонов, ед. | 88 |
8 | Количество электродепо, ед. | 1 |
9 | Среднетехническая скорость, км/ч | 47,4 |
10 | Участковая скорость, км/ч | 37,3 |
12 | Перевозка пассажиров за 2022 год, млн чел. | 27 |
По мнению экспертов, пассажиропоток после строительства станций метро "Сенная" и "Сормовская" увеличится в 2,5 раза и к 2028 году составит 86 млн пассажиров в год.