Раздел ОКВЭД 2 | Численность занятых в экономике, тысяч человек | Изменение численности занятых в экономике в 2035 году по отношению к 2022 году, тысяч человек | |||
факт | прогноз | ||||
2022 год | 2025 год | 2030 год | 2035 год | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Целевой сценарий | |||||
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 45,5 | 50,6 | 52,6 | 56,4 | +10,9 |
Добыча полезных ископаемых | 16,6 | 19,1 | 19,1 | 19,7 | +3,1 |
Обрабатывающие производства | 225,6 | 231,7 | 251,0 | 282,6 | +57,0 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 25,3 | 29,0 | 32,4 | 36,4 | +11,1 |
Водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 10,6 | 10,6 | 11,6 | 12,9 | +2,3 |
Строительство | 112,3 | 96,9 | 118,4 | 114,5 | +2,2 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 183,4 | 195,4 | 212,2 | 232,1 | +48,7 |
Транспортировка и хранение | 88,8 | 95,9 | 105,0 | 115,9 | +27,1 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 32,5 | 37,9 | 37,0 | 36,9 | +4,4 |
Деятельность в области информации и связи | 23,5 | 25,8 | 28,9 | 34,8 | +11,3 |
Деятельность финансовая и страховая | 15,0 | 14,4 | 13,5 | 13,0 | -2,0 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 28,4 | 26,1 | 24,1 | 23,1 | -5,3 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая | 40,9 | 37,4 | 36,4 | 36,6 | -4,3 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 33,9 | 29,3 | 27,7 | 27,2 | -6,7 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 67,7 | 63,4 | 59,2 | 57,1 | -10,6 |
Образование | 82,4 | 83,4 | 81,1 | 81,6 | -0,8 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 69,7 | 68,2 | 66,4 | 66,7 | -3,0 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 16,8 | 14,9 | 14,5 | 14,6 | -2,2 |
Предоставление прочих видов услуг | 23,5 | 21,0 | 21,0 | 21,8 | -1,7 |
Деятельность домашних хозяйств как работодателей | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | +0,1 |
Всего | 1142,5 | 1151,2 | 1212,3 | 1284,1 | +141,60 |
2. Консервативный сценарий | |||||
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 45,5 | 46,6 | 50,7 | 50,7 | +5,2 |
Добыча полезных ископаемых | 16,6 | 16,9 | 17,6 | 16,9 | +0,3 |
Обрабатывающие производства | 225,6 | 217,0 | 232,8 | 248,4 | +22,8 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 25,3 | 25,4 | 28,1 | 29,0 | +3,7 |
Водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 10,6 | 9,4 | 10,5 | 10,8 | +0,2 |
Строительство | 112,3 | 101,7 | 96,6 | 98,0 | -14,3 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 183,4 | 176,7 | 196,8 | 203,7 | +20,3 |
Транспортировка и хранение | 88,8 | 86,1 | 99,0 | 102,3 | +13,5 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 32,5 | 27,9 | 32,2 | 32,6 | +0,1 |
Деятельность в области информации и связи | 23,5 | 21,1 | 26,9 | 29,0 | +5,5 |
Деятельность финансовая и страховая | 15,0 | 14,5 | 12,7 | 11,5 | -3,5 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 28,4 | 27,3 | 22,9 | 20,2 | -8,2 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая | 40,9 | 38,1 | 31,9 | 28,7 | -12,2 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 33,9 | 29,4 | 26,3 | 24,0 | -9,9 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 67,7 | 65,7 | 56,0 | 50,2 | -17,5 |
Образование | 82,4 | 80,0 | 76,8 | 71,9 | -10,5 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 69,7 | 67,6 | 62,8 | 58,8 | -10,9 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 16,8 | 15,3 | 13,7 | 12,8 | -4,0 |
Предоставление прочих видов услуг | 23,5 | 22,1 | 19,9 | 19,2 | -4,3 |
Деятельность домашних хозяйств как работодателей | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | +0,1 |
Всего | 1142,5 | 1089,0 | 1114,4 | 1118,8 | -23,7 |
3. Рисковый сценарий | |||||
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 45,5 | 46,4 | 52,8 | 52,4 | +6,9 |
Добыча полезных ископаемых | 16,6 | 16,8 | 18,0 | 17,6 | +1,0 |
Обрабатывающие производства | 225,6 | 216,1 | 233,7 | 245,2 | +19,6 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 25,3 | 25,3 | 28,2 | 28,3 | +3,0 |
Водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 10,6 | 9,4 | 10,5 | 10,5 | -0,1 |
Строительство | 112,3 | 101,2 | 94,7 | 94,4 | -17,9 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 183,4 | 176,0 | 195,7 | 197,5 | +14,1 |
Транспортировка и хранение | 88,8 | 85,7 | 103,0 | 104,0 | +15,2 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 32,5 | 27,8 | 28,7 | 28,2 | -4,3 |
Деятельность в области информации и связи | 23,5 | 21,0 | 27,6 | 29,3 | +5,8 |
Деятельность финансовая и страховая | 15,0 | 14,5 | 11,4 | 9,2 | -5,8 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 28,4 | 27,2 | 20,7 | 16,5 | -11,9 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая | 40,9 | 38,0 | 29,7 | 24,7 | -16,2 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 33,9 | 29,2 | 25,2 | 21,4 | -12,5 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 67,7 | 65,4 | 54,3 | 46,0 | -21,7 |
Образование | 82,4 | 79,6 | 75,4 | 67,2 | -15,2 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 69,7 | 67,3 | 62,4 | 56,1 | -13,6 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 16,8 | 15,3 | 13,9 | 12,7 | -4,1 |
Предоставление прочих видов услуг | 23,5 | 22,0 | 18,9 | 17,2 | -6,3 |
Деятельность домашних хозяйств как работодателей | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | +0,1 |
Всего | 1142,5 | 1084,2 | 1104,8 | 1078,4 | -64,1 |
Таким образом, спрос на трудовые ресурсы со стороны экономики оценочно может составить 1284 тысячи человек в 2035 году в рамках целевого сценария, 1118 тысяч человек - в рамках консервативного сценария, 1079 тысяч человек - в рамках рискового сценария.
Со стороны предложения трудовые ресурсы могут быть оценены через показатель уровня занятости: предложение трудовых ресурсов в 2035 году может составить 1233,5 тысячи человек в целевом сценарии, 1137,7 тысячи человек - в рамках консервативного сценария, 1128,5 тысячи человек - в рамках рискового сценария <1>.
________________
<1> Уровень занятости принят в размере 56,5% (для лиц в возрасте 15 лет и старше в Пермском крае в 2022 году).
Сравнение потенциального спроса на трудовые ресурсы и потенциального предложения свидетельствуют о потенциальном профиците трудовых ресурсов в рисковом сценарии в размере 50,1 тысячи человек, в консервативном сценарии - в размере 18,9 тысячи человек, в целевом сценарии - дефиците в размере 50,6 тысячи человек <2>.
________________
<2> Уровень занятости принят в размере 59,8% (среднероссийское значение в 2022 году).
Учитывая приоритеты социально-экономического развития, включающие диверсификацию базовых секторов экономики за счет развития сферы науки и инноваций и цифровой трансформации, а также наличие комплексных долгосрочных проектов в сферах зеленой экономики, индустрии гостеприимства, креативных индустрий, в социальной сфере представляется уместным рассмотреть увеличение набора по соответствующим направлениям подготовки высшего профессионального образования.
На основании реализующихся в Пермском крае проектов, реализация которых окажет положительное влияние на показатели социально-экономического развития Пермского края, а также предложенных мероприятий представляется оправданным рассмотреть увеличение набора по следующим укрупненным группам специальностей и направлениям подготовки: "Химия", "Электроника, радиотехника и системы связи", "Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии", "Химические технологии", "Промышленная экология и биотехнологии", "Техносферная безопасность и природообустройство", "Технологии материалов", "Науки о здоровье и профилактическая медицина", "Фармация", "Сервис и туризм", "Культуроведение и социокультурные проекты".
Кроме того, для Пермского края уместно рассмотреть открытие новых специальностей, в частности по направлениям "Информатика, вычислительная техника и искусственный интеллект", "Лесное хозяйство и лесопромышленные технологии" (в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 N 89 "Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки").
На прирост высокопроизводительных рабочих мест влияет реализация проектов, инициированных Пермским краем, которая окажет положительное влияние на показатели социально-экономического развития Пермского края, а также проектов и мероприятий, уже заложенных и реализующихся в рамках действующих государственных программ Пермского края.
При этом приоритетом является создание высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетной сфере. Наибольшим потенциалом по росту количества высокопроизводительных рабочих мест (с учетом структуры экономики Пермского края и создаваемой добавленной стоимости) обладают обрабатывающие производства, транспорт и связь, сельское хозяйство и строительство.