Действующий

О внесении изменения в государственную программу Республики Татарстан "Развитие транспортной системы Республики Татарстан", утвержденную постановлением Кабинета Министров республики Татарстан от 20.12.2013 N 1012 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие транспортной системы республики Татарстан"



I. Оценка текущего состояния транспортного комплекса Республики Татарстан


Государственная программа Республики Татарстан "Развитие транспортной системы Республики Татарстан" (далее - государственная программа Республики Татарстан) направлена на обеспечение дальнейшего развития транспортного комплекса и создание современной инфокоммуникационной транспортной инфраструктуры для удовлетворения потребностей экономики Республики Татарстан.


В Республике Татарстан транспорт - одна из базовых отраслей хозяйства, важнейшая составная часть производственной и социальной инфраструктуры. Система транспортных коммуникаций является условием территориальной целостности региона, единства его экономического пространства. Она связывает Республику Татарстан с другими регионами России, с мировым сообществом, будучи основой обеспечения интеграции региона в глобальную экономическую систему.


Республика Татарстан находится на перекрестке главных транспортных путей:


автомагистралей и железнодорожных линий, идущих с востока на запад и связывающих сибирские регионы, Урал, Восточную Европу и запад России;


автомагистралей, железных дорог и речных артерий, идущих с юга на север и соединяющих черноморские регионы, территорию Поволжья, Московскую и Ленинградскую области.


Столица Республики Татарстан - Казань расположена в центре крупнейшего густо населенного индустриального бассейна р. Волги с крупными населенными пунктами. Выгодное географическое положение позволяет Республике Татарстан получать доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.


О роли транспорта свидетельствует его значительный удельный вес в основных производственных фондах Республики Татарстан. Основными видами транспорта в республике являются железнодорожный, воздушный, внутренний водный и автомобильный. По итогам 2023 года удельный вес валовой добавленной стоимости предприятий отрасли в объеме валового регионального продукта Республики Татарстан, по оценке, составил 6,0 процента, в том числе вклад предприятий по виду экономической деятельности "Транспортировка и хранение" в валовой региональный продукт Республики Татарстан в 2023 году, по оценке, составил 4,6 процента, по виду экономической деятельности "Строительство автомобильных дорог и автомагистралей" в 2023 году - 1,4 процента.


Республика Татарстан является одним из ключевых регионов в транспортно-транзитной системе Российской Федерации и играет ведущую роль в формировании международных транспортных коридоров, проходящих через территорию Российской Федерации.


Активными темпами осуществляется строительство автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке обхода городов Нижнекамска и Набережные Челны в составе маршрута Казань - Екатеринбург, что позволит в несколько раз повысить его пропускную способность и уровень безопасности дорожного движения. Будет решена проблема перегруженности и транспортной разобщенности Закамской зоны, где сосредоточены предприятия нефтехимии, нефтепереработки, автомобилестроения и других отраслей. Данное направление фактически будет являться новым направлением федеральной дороги М-7 "Волга".


Строительство обхода имеет особую важность не только для Республики Татарстан, но и для соседних регионов, поскольку трасса М-7 - основная магистраль Поволжья, обеспечивающая устойчивые торгово-экономические и социальные связи между несколькими субъектами Российской Федерации.


Также важнейшей задачей является строительство транспортного маршрута по направлению от г. Казани до г. Екатеринбурга, который позволит связать в единое целое транспортные коммуникации Приволжского, Уральского и Сибирского федеральных округов.


С целью перспективного развития международного транспортного маршрута "Европа - Западный Китай", а также для обеспечения соединения Казанской и Альметьевской экономических зон и соединения двух федеральных трасс М-7 "Волга" и М-5 "Урал" проработан вопрос строительства автомобильной дороги "Шали - Бавлы", которая станет транспортным коридором для роста грузовых перевозок.


Первым этапом строительства данного коридора стало строительство мостового перехода через р. Каму у с. Сорочьи Горы и строительство автодороги Шали - Сорочьи Горы, которая соединила две крупные федеральные дороги - М-7 "Волга" и Р-239 "Казань - Оренбург".


Проект строительства автомобильной дороги "Алексеевское - Альметьевск" в составе платной автомобильной дороги "Шали (М-7) - Бавлы (М-5)" реализуется на условиях государственно-частного партнерства.