ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 мая 2024 года N 242
О внесении изменений в государственную программу Республики Тыва "Развитие образования в Республике Тыва"
Правительство Республики Тыва постановляет:
1. Внести в государственную программу Республики Тыва "Развитие образования в Республике Тыва" (далее - Программа), утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 13 ноября 2023 г. N 832, следующие изменения:
1) в паспорте Программы:
а) позицию "Объемы финансового обеспечения Программы за счет всех источников за весь период реализации" изложить в следующей редакции:
"Объемы финансового обеспечения Программы за счет всех источников за весь период реализации | - | общий объем финансирования Программы на 2024 - 2030 годы составляет 101817185,80 тыс. рублей, из них за счет: федерального бюджета - 26486882,16 тыс. рублей; республиканского бюджета - 75330303,64 тыс. рублей; местного бюджета - 0,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2024 г. - 21490016,10 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 6186335,34 тыс. рублей; средства республиканского бюджета - 15303680,76 тыс. рублей; в 2025 г. - 13226972,8 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 1693074,89 тыс. рублей; средства республиканского бюджета - 11533897,91 тыс. рублей; в 2026 г. - 12724408,50 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 1210094,17 тыс. рублей; средства республиканского бюджета - 11514314,33 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей; в 2027 г. - 22206447,10 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 12123344,44 тыс. рублей; средства республиканского бюджета - 10083102,66 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей; в 2028 г. - 10611447,10 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 1589344,44 тыс. рублей; средства республиканского бюджета - 9022102,66 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей; в 2029 г. - 9571447,10 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 669344,44 тыс. рублей; средства республиканского бюджета - 8902102,66 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей; в 2030 г. - 11986447,10 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 3015344,44 тыс. рублей; средства республиканского бюджета - 8971102,66 тыс. рублей; средства внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей"; |
б) позицию "Связь с национальными целями развития Российской Федерации/ государственной программой Российской Федерации/ государственной программой" изложить в следующей редакции:
"Связь с национальными целями развития Российской Федерации/ государственной программой Российской Федерации/ государственной программой | - | вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся"; |
2) разделы I - V изложить в следующей редакции:
"I. Приоритеты и цели государственной
политики в сфере образования
В Республике Тыва сложилась и действует система непрерывного образования, охватывающая дошкольное, общее, в том числе специальное (коррекционное), дополнительное образование детей, среднее профессиональное образование, высшее образование и подготовку кадров высшей квалификации, послевузовское образование. Позитивные изменения последнего десятилетия, затронувшие систему общего и профессионального образования, привели к качественно новому ее состоянию и поддержание достигнутого уровня, предупреждение развития негативных тенденций возможно при наличии программного продукта, обеспечивающего финансирование из разных источников комплекса мероприятий в долгосрочной перспективе.
На начало 2022/23 учебного года на территории Республики Тыва, по данным ФСН ОО-1, функционирует 172 общеобразовательных организации, из них: 6 начальных школ; 8 основных школ; 147 средних школ (в том числе 3 гимназии, 6 лицеев, 1 кадетский корпус); 2 вечерних школы; 6 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья; 3 оздоровительных учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
По данным ФСН ОО-1, на начало 2022/23 учебного года 172 общеобразовательных организации укомплектовано 3595 классами-комплектами, где обучаются 72540 (71600 - АПГ 2021 - 2022 уч.г., 69600 - 2020 - 2021 уч.г.) учащихся, в том числе в первую смену обучаются 45140 учащихся (62,2 процента), во вторую смену - 27400 (37,8 процента).
Дошкольное образование. На территории Республики Тыва функционируют 226 дошкольных образовательных организаций, в том числе 179 муниципальных (в них 1 дошкольная группа при ОО), 36 структурных подразделений и 11 частных детских садов, с общим охватом 26246 детей, из них в частных детских садах 753 ребенка.
Показатель | 2020 год (на 01.09) | 2021 год (на 01.09) | 2022 год (на 01.09) | 2023 год (на 01.01) |
Количество ДОО | 235 | 236 | 226 | 228 |
Количество детей, посещающих ДОО | 22749 | 23372 | 24592 | 26733 |
Очередь | 13432 | 13029 | 11707 | 11603 |
На 1 сентября 2020 г. функционировало 235 дошкольных образовательных организаций и дошкольных групп с общим охватом 22749 детей. За 3 года количество детей увеличилось на 3984 детей (+18 процентов).
Справочно: наибольшая потребность в местах фиксируется в городе Кызыле - 5131, в Кызылском муниципальном районе - 945.
Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в 2020 году составляла 84,05 процента, а в 2021 году - 94,83 процента, в 2022 г. достигнута 100-процентная доступность.
В целях обеспечения доступности дошкольного образования в период с 2019 - 2022 гг. в республике создано 2195 новых дошкольных мест в рамках реализации регионального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография". Введены в эксплуатацию 21 ясельный корпус, 3 детских сада по 280 мест.
Более 57 процентов зданий детских садов являются ветхими и аварийными, в связи с чем требуется проведение капитального ремонта зданий.
Качество знаний учащихся по итогам первой четверти 2022/23 учебного года составило 30 процентов, в сравнении с первой четвертью 2021/22 учебного года отмечается рост на 5 процентов (25 процентов). Количество отличников (1688) и ударников (14303) по республике составляет 15991 учащихся по итогам первой четверти 2022/23 учебного года, +459 детей в сравнении с первой четвертью 2021/22 учебного года (15532).
Сопоставление рисковых профилей ШНОР за 2021 и 2022 гг. указывает на то, что недостаточная ресурсная обеспеченность школ остается наиболее значимым фактором снижения результатов обучения.
Общая численность педагогических работников образовательных организациях республики на 2023 год составляет 11599 человек, в том числе общеобразовательных организациях 8070 человек.
Дефицит педагогических кадров начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях по состоянию на 2023 год составляет 259 вакансий.
Острый дефицит наблюдается в учителях математики - 46 ед., русского языка и литературы - 43 ед., английского языка - 36 ед., начальных классов - 21 ед., физики - 18 ед., родного языка и литературы - 13 ед., информатики - 11 ед., химии - 6 ед., технологии (для мальчиков) - 6 ед., истории - 5 ед., истории и обществознания - 5 ед., изобразительного искусства - 5 ед., педагогов-психологов и социальных педагогов - 16 ед., педагогов дополнительного образования - 6 ед.
В республике строятся 10 новых школ с общей проектной мощностью 7183 места со сроками ввода в эксплуатацию в 2023 и 2024 га. По предварительным расчетам потребуется строительство служебного жилья в мкрн. Вавилинский затон для 120 учителей, в пгт. Каа-Хем - 80, с. Сукпак - для 60 учителей.
Проблема дефицита и дисбаланса педагогических кадров вызвана, в первую очередь, недостаточным притоком в отрасль молодых специалистов, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем привлекательности работы в сфере образования. Молодых специалистов не устраивают материальные и профессиональные перспективы работы в сельских местностях.
В основном, педагоги выезжают за пределы Тувы как участники федеральной программы "Земский учитель", за 2022 год выехали 19 чел., в 2021 году - 37 чел.
В целях привлечения молодых педагогов к работе в школе разработана региональная программа "Я - учитель", в 2022/23 учебном году 72 молодых педагога получили подъемные в размере 208 тыс. 333 руб. каждый, с условием работы в школе не менее 3 лет. На подъемные выплаты молодым педагогам из регионального бюджета ежегодно направляется 15000,0 тыс. рублей.
Остается актуальным вопрос обеспечения доступности дошкольного образования - недостаток мест в дошкольных образовательных организациях, расположенных в новых жилых микрорайонах г. Кызыла. Строительство дошкольных образовательных организаций только в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" не позволяет в полной мере решить эту задачу.
Образовательная инфраструктура общего образования Республики Тыва имеет значительные диспропорции, обусловленные историческими особенностями административно-территориального деления и активно меняющимися условиями жизнедеятельности, трудовой мобильностью, демографией. Значительная урбанизация требует дальнейшей модернизации сети общеобразовательных организаций, укрупнения образовательных организаций с целью объединения ресурсов. Предшествующий этап развития общего образования позволил оптимизировать состояние общего образования, но сохранилась диспропорция в соотношении общеобразовательных организаций и обучающихся в городской и сельской местности.
Существует необходимость в создании равных условий для подготовки одаренных и высокомотивированных детей в образовательных организациях как в городских, так и в сельских. Анализ показал, что требуется вести работу не только в направлении сопровождения уже выявленных талантов, но и усилить работу в области раннего выявления одаренности.
Существует потребность в совершенствовании механизмов управления качеством образования (увеличении доли молодых педагогических работников, повышение оплаты труда работников образовательных организаций и др.), решение проблемных вопросов с питанием, подвозом обучающихся и комплексной безопасностью.
Сдерживающими факторами в создании условий для достижения высоких результатов обучения на сегодняшний день являются следующие:
- рост численности учащихся, требующий ввода новых мест и увеличения штата;
- низкая доля педагогических работников в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников;
- невысокая доля государственных услуг и функций в сфере образования, переведенных в электронный вид.
Рост запроса на профессиональные технические компетенции высокого уровня в условиях низкой престижности среднего профессионального образования.
Отсутствие инвестиционных ресурсов для модернизации системы среднего профессионального образования.
Приоритетами в деятельности системы образования является повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего.
Чтобы улучшить ситуацию повышения доступности, эффективности и качества образования необходимо обеспечить возможность детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, в том числе за счет внедрения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, современной и безопасной цифровой образовательной среды, способствующей также совершенствованию традиционных форм обучения, разработки и верификации цифрового образовательного контента, содержащего интерактивные и адаптивные цифровые инструменты, включая обновление материально-технической базы образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах.
II. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы
Целями Программы являются:
1) создание в системе дошкольного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей;
2) повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества;
3) создание условий для развития системы предоставления качественного дополнительного образования детей в Республике Тыва;
4) обеспечение потребности отраслей экономики Республики Тыва в квалифицированных рабочих и специалистах, поддержка профессиональной мобильности населения, создание в Республике Тыва современной системы среднего профессионального образования;
5) создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;
6) обеспечение доступности полноценного (качественного) отдыха и оздоровления детей;
7) обеспечение безопасности учащихся, воспитанников и работников образовательных организаций всех типов и видов во время их трудовой и учебной деятельности, обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных организаций всех типов;