ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 мая 2024 года N 242


О внесении изменений в государственную программу Республики Тыва "Развитие образования в Республике Тыва"



Правительство Республики Тыва постановляет:


1. Внести в государственную программу Республики Тыва "Развитие образования в Республике Тыва" (далее - Программа), утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 13 ноября 2023 г. N 832, следующие изменения:


1) в паспорте Программы:


а) позицию "Объемы финансового обеспечения Программы за счет всех источников за весь период реализации" изложить в следующей редакции:

"Объемы финансового обеспечения Программы за счет всех источников за весь период реализации

-

общий объем финансирования Программы на 2024 - 2030 годы составляет 101817185,80 тыс. рублей, из них за счет:

федерального бюджета - 26486882,16 тыс. рублей;

республиканского бюджета - 75330303,64 тыс. рублей;

местного бюджета - 0,0 тыс. рублей;

внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

в 2024 г. - 21490016,10 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 6186335,34 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета - 15303680,76 тыс. рублей;

в 2025 г. - 13226972,8 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 1693074,89 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета - 11533897,91 тыс. рублей;

в 2026 г. - 12724408,50 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 1210094,17 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета - 11514314,33 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей;

в 2027 г. - 22206447,10 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 12123344,44 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета - 10083102,66 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей;

в 2028 г. - 10611447,10 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 1589344,44 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета - 9022102,66 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей;

в 2029 г. - 9571447,10 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 669344,44 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета - 8902102,66 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей;

в 2030 г. - 11986447,10 тыс. рублей, из них:

средства федерального бюджета - 3015344,44 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета - 8971102,66 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей";


б) позицию "Связь с национальными целями развития Российской Федерации/ государственной программой Российской Федерации/ государственной программой" изложить в следующей редакции:

"Связь с национальными целями развития Российской Федерации/ государственной программой Российской Федерации/ государственной программой

-

вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся";


2) разделы I - V изложить в следующей редакции:


"I. Приоритеты и цели государственной

политики в сфере образования



В Республике Тыва сложилась и действует система непрерывного образования, охватывающая дошкольное, общее, в том числе специальное (коррекционное), дополнительное образование детей, среднее профессиональное образование, высшее образование и подготовку кадров высшей квалификации, послевузовское образование. Позитивные изменения последнего десятилетия, затронувшие систему общего и профессионального образования, привели к качественно новому ее состоянию и поддержание достигнутого уровня, предупреждение развития негативных тенденций возможно при наличии программного продукта, обеспечивающего финансирование из разных источников комплекса мероприятий в долгосрочной перспективе.


На начало 2022/23 учебного года на территории Республики Тыва, по данным ФСН ОО-1, функционирует 172 общеобразовательных организации, из них: 6 начальных школ; 8 основных школ; 147 средних школ (в том числе 3 гимназии, 6 лицеев, 1 кадетский корпус); 2 вечерних школы; 6 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья; 3 оздоровительных учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.


По данным ФСН ОО-1, на начало 2022/23 учебного года 172 общеобразовательных организации укомплектовано 3595 классами-комплектами, где обучаются 72540 (71600 - АПГ 2021 - 2022 уч.г., 69600 - 2020 - 2021 уч.г.) учащихся, в том числе в первую смену обучаются 45140 учащихся (62,2 процента), во вторую смену - 27400 (37,8 процента).


Дошкольное образование. На территории Республики Тыва функционируют 226 дошкольных образовательных организаций, в том числе 179 муниципальных (в них 1 дошкольная группа при ОО), 36 структурных подразделений и 11 частных детских садов, с общим охватом 26246 детей, из них в частных детских садах 753 ребенка.

Показатель

2020 год (на 01.09)

2021 год (на 01.09)

2022 год (на 01.09)

2023 год (на 01.01)

Количество ДОО

235

236

226

228

Количество детей, посещающих ДОО

22749

23372

24592

26733

Очередь

13432

13029

11707

11603


На 1 сентября 2020 г. функционировало 235 дошкольных образовательных организаций и дошкольных групп с общим охватом 22749 детей. За 3 года количество детей увеличилось на 3984 детей (+18 процентов).


Справочно: наибольшая потребность в местах фиксируется в городе Кызыле - 5131, в Кызылском муниципальном районе - 945.


Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет в 2020 году составляла 84,05 процента, а в 2021 году - 94,83 процента, в 2022 г. достигнута 100-процентная доступность.


В целях обеспечения доступности дошкольного образования в период с 2019 - 2022 гг. в республике создано 2195 новых дошкольных мест в рамках реализации регионального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография". Введены в эксплуатацию 21 ясельный корпус, 3 детских сада по 280 мест.


Более 57 процентов зданий детских садов являются ветхими и аварийными, в связи с чем требуется проведение капитального ремонта зданий.


Качество знаний учащихся по итогам первой четверти 2022/23 учебного года составило 30 процентов, в сравнении с первой четвертью 2021/22 учебного года отмечается рост на 5 процентов (25 процентов). Количество отличников (1688) и ударников (14303) по республике составляет 15991 учащихся по итогам первой четверти 2022/23 учебного года, +459 детей в сравнении с первой четвертью 2021/22 учебного года (15532).


Сопоставление рисковых профилей ШНОР за 2021 и 2022 гг. указывает на то, что недостаточная ресурсная обеспеченность школ остается наиболее значимым фактором снижения результатов обучения.


Общая численность педагогических работников образовательных организациях республики на 2023 год составляет 11599 человек, в том числе общеобразовательных организациях 8070 человек.


Дефицит педагогических кадров начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных организациях по состоянию на 2023 год составляет 259 вакансий.


Острый дефицит наблюдается в учителях математики - 46 ед., русского языка и литературы - 43 ед., английского языка - 36 ед., начальных классов - 21 ед., физики - 18 ед., родного языка и литературы - 13 ед., информатики - 11 ед., химии - 6 ед., технологии (для мальчиков) - 6 ед., истории - 5 ед., истории и обществознания - 5 ед., изобразительного искусства - 5 ед., педагогов-психологов и социальных педагогов - 16 ед., педагогов дополнительного образования - 6 ед.


В республике строятся 10 новых школ с общей проектной мощностью 7183 места со сроками ввода в эксплуатацию в 2023 и 2024 га. По предварительным расчетам потребуется строительство служебного жилья в мкрн. Вавилинский затон для 120 учителей, в пгт. Каа-Хем - 80, с. Сукпак - для 60 учителей.


Проблема дефицита и дисбаланса педагогических кадров вызвана, в первую очередь, недостаточным притоком в отрасль молодых специалистов, что обусловлено, прежде всего, низким уровнем привлекательности работы в сфере образования. Молодых специалистов не устраивают материальные и профессиональные перспективы работы в сельских местностях.


В основном, педагоги выезжают за пределы Тувы как участники федеральной программы "Земский учитель", за 2022 год выехали 19 чел., в 2021 году - 37 чел.


В целях привлечения молодых педагогов к работе в школе разработана региональная программа "Я - учитель", в 2022/23 учебном году 72 молодых педагога получили подъемные в размере 208 тыс. 333 руб. каждый, с условием работы в школе не менее 3 лет. На подъемные выплаты молодым педагогам из регионального бюджета ежегодно направляется 15000,0 тыс. рублей.


Остается актуальным вопрос обеспечения доступности дошкольного образования - недостаток мест в дошкольных образовательных организациях, расположенных в новых жилых микрорайонах г. Кызыла. Строительство дошкольных образовательных организаций только в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" не позволяет в полной мере решить эту задачу.


Образовательная инфраструктура общего образования Республики Тыва имеет значительные диспропорции, обусловленные историческими особенностями административно-территориального деления и активно меняющимися условиями жизнедеятельности, трудовой мобильностью, демографией. Значительная урбанизация требует дальнейшей модернизации сети общеобразовательных организаций, укрупнения образовательных организаций с целью объединения ресурсов. Предшествующий этап развития общего образования позволил оптимизировать состояние общего образования, но сохранилась диспропорция в соотношении общеобразовательных организаций и обучающихся в городской и сельской местности.


Существует необходимость в создании равных условий для подготовки одаренных и высокомотивированных детей в образовательных организациях как в городских, так и в сельских. Анализ показал, что требуется вести работу не только в направлении сопровождения уже выявленных талантов, но и усилить работу в области раннего выявления одаренности.


Существует потребность в совершенствовании механизмов управления качеством образования (увеличении доли молодых педагогических работников, повышение оплаты труда работников образовательных организаций и др.), решение проблемных вопросов с питанием, подвозом обучающихся и комплексной безопасностью.


Сдерживающими факторами в создании условий для достижения высоких результатов обучения на сегодняшний день являются следующие:


- рост численности учащихся, требующий ввода новых мест и увеличения штата;


- низкая доля педагогических работников в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников;


- невысокая доля государственных услуг и функций в сфере образования, переведенных в электронный вид.


Рост запроса на профессиональные технические компетенции высокого уровня в условиях низкой престижности среднего профессионального образования.


Отсутствие инвестиционных ресурсов для модернизации системы среднего профессионального образования.


Приоритетами в деятельности системы образования является повышение доступности, эффективности и качества образования в соответствии с реалиями настоящего и вызовами будущего.


Чтобы улучшить ситуацию повышения доступности, эффективности и качества образования необходимо обеспечить возможность детям получать качественное общее образование в условиях, отвечающих современным требованиям, независимо от места проживания ребенка, в том числе за счет внедрения в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, современной и безопасной цифровой образовательной среды, способствующей также совершенствованию традиционных форм обучения, разработки и верификации цифрового образовательного контента, содержащего интерактивные и адаптивные цифровые инструменты, включая обновление материально-технической базы образовательных организаций компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением, создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленности в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах.


II. Основные цели, задачи и этапы реализации Программы



Целями Программы являются:


1) создание в системе дошкольного образования равных возможностей для современного качественного образования и позитивной социализации детей;


2) повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества;


3) создание условий для развития системы предоставления качественного дополнительного образования детей в Республике Тыва;


4) обеспечение потребности отраслей экономики Республики Тыва в квалифицированных рабочих и специалистах, поддержка профессиональной мобильности населения, создание в Республике Тыва современной системы среднего профессионального образования;


5) создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия;


6) обеспечение доступности полноценного (качественного) отдыха и оздоровления детей;


7) обеспечение безопасности учащихся, воспитанников и работников образовательных организаций всех типов и видов во время их трудовой и учебной деятельности, обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных организаций всех типов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»