Действующий

Об утверждении государственной программы "Развитие торговли Республики Башкортостан"



1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Торговля является одной из динамично развивающихся и бюджетообразующих сфер экономики, вносит значительный вклад в формирование валового регионального продукта (далее - ВРП). В отраслевой структуре ВРП доля торговли составляет 12%, традиционно уступая только промышленности.


60% от общего числа малых и средних компаний республики осуществляют свою деятельность в сфере потребительского рынка, который включает в себя, кроме торговли, сферы общественного питания и бытовых услуг, оказываемых населению.


По уровню развития потребительского рынка Республика Башкортостан стабильно занимает лидирующие позиции в Российской Федерации.


Основными направлениями дальнейшего развития потребительского рынка Республики Башкортостан являются развитие конкуренции и многоформатной торговли во всех сегментах, продвижение республиканских товаропроизводителей на внутриреспубликанском и межрегиональном рынках, повышение качества предоставляемых услуг торговли, общественного питания и бытового обслуживания.


По абсолютному показателю оборота розничной торговли Республика Башкортостан входит в первую десятку регионов Российской Федерации и занимает второе место в Приволжском федеральном округе. По итогам 2022 года значение показателя составило 1118,0 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2020 годом на 205,3 млрд. рублей (рост в 1,2 раза).


Динамика индекса физического объема оборота розничной торговли демонстрирует волнообразные колебания со снижением в 2020 году в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции и в 2022 году под влиянием негативных факторов санкционного давления на экономику страны со стороны недружественных государств до уровня 94,7% в сопоставимой оценке к уровню предшествующего периода.


При этом структура оборота розничной торговли остается стабильной: в 2022 году удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 50,6%, непродовольственных товаров - 49,4% (в 2021 году соответственно 50,8% и 49,2%). Пищевых продуктов населению продано на 565,7 млрд. рублей, или 94,8% в сопоставимых ценах к 2021 году, непродовольственных товаров - на 552,3 млрд. рублей, или 94,6%.


В 2022 году в Республике Башкортостан осуществляли деятельность более 27 тыс. предприятий торговли. Ежегодно увеличивается обеспеченность населения площадями различных форматов. В современных условиях ярмарочные площадки и фермерские рынки являются эффективным каналом сбыта сельскохозяйственной продукции и обеспечивают стабильный спрос для республиканских сельхозпроизводителей. При этом население имеет возможность приобретать свежую сельскохозяйственную продукцию местных производителей по минимальным ценам.


Всеми органами местного самоуправления республики на 5-летний период разработаны планы размещения ярмарочных площадок.


За 2022 год в республике проведено порядка 23 тыс. ярмарок.


Торговая инфраструктура республики характеризуется ростом доли торговых сетей. Удельный вес сетевой торговли в формировании розничной торговли вырос с 25% в 2020 году до 31,9% в 2022 году.


С 2020 года наблюдается ежегодный рост инфляции. По итогам 2022 года индекс потребительских цен составил 111,3%, что выше сопоставимого показателя 2021 года на 2,6 процентного пункта.


В среднем по Российской Федерации индекс потребительских цен - 112,0%, по Приволжскому федеральному округу - 111,9%.


Среди субъектов Приволжского федерального округа Республика Башкортостан находится на 2 месте (в порядке от наименьшего к большему).