Увеличение грузооборота со странами Каспийского бассейна влечет за собой необходимость развития международного транспортного коридора, ведущего с севера на юг и обеспечивающего расширении возможностей Северного морского пути, оборот по которому должен вырасти до 220 млн. тонн к 2035 году. В этих целях, в продолжение Северного широтного хода (Обская - Салехард - Надым - Новый Уренгой) на севере Свердловской области, территории Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа планируется формирование меридионального транспортного коридора "Екатеринбург - арктические порты Ямала" (далее - МТК). МТК включает в себя:
1) строительство многофункционального арктического порта на Карском море (возможно, Саббета или Тамбей);
2) строительство железной дороги "Полуночное - Обская" протяженностью порядка 832 км;
3) усиление (достройка) железной дороги "Обская - Бованенково" протяженностью порядка 525 км;
4) строительство железной дороги "Бованенково - арктический порт (Саббета/Тамбей)" протяженностью ориентировочно 170 км.
Товарная структура грузопотоков в направлении арктического порта будет представлена в основном контейнерами (в том числе полимерами), углем, черными металлами, зерновыми, минеральными удобрениями и грузами для освоения и снабжения полуострова Ямал Обской губы и шельфа Карского моря.
В направлении от арктического порта до распределительных центров Свердловской области основной объем будет представлен углеводородами, сжиженным природным газом, рудными грузами, а также потребительскими товарами из Китая.
Реализация МТК открывает возможности разработки новых месторождений полезных ископаемых Северного, Приполярного и Полярного Урала по пути формирования транспортного коридора. Объем добычи полезных ископаемых и их переработки на тяготеющих к линии месторождениях и предприятиях может достигнуть 29,0 млн. тонн к 2035 году.