ЗАКОН

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24 апреля 2024 года N 4279-ЗПО


О защите населения и территории Пензенской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера



Принят
Законодательным Собранием
Пензенской области
24 апреля 2024 года



Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, определяет организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Пензенской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Пензенской области или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).


Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Пензенской области, а также предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации), и населения в области защиты населения и территории Пензенской области от чрезвычайных ситуаций.



Статья 2. Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций


Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Пензенской области.



Статья 3. Цели настоящего Закона


1. Целями настоящего Закона являются:


1) предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;


2) снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;


3) ликвидация чрезвычайных ситуаций.


2. Не связанные с перечисленными в части 1 настоящей статьи целями отношения по восстановлению территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, настоящим Законом не регулируются.



Статья 4. Пензенская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций


1. Пензенская территориальная подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - областная подсистема) создается для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах территории Пензенской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области.


2. Областная подсистема объединяет органы управления, силы и средства Правительства Пензенской области, иных исполнительных органов Пензенской области, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.


3. Органы управления областной подсистемы включают в себя координационный орган, постоянно действующий орган управления и орган повседневного управления.


4. Органы управления и силы областной подсистемы функционируют в режиме:


1) повседневной деятельности - при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации;


2) повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;


3) чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайной ситуации.


5. Режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил областной подсистемы вводится Губернатором Пензенской области.


При введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, решением Губернатора Пензенской области при возникновении чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера и привлечении к ее ликвидации сил и средств организаций, органов местного самоуправления городского поселения, муниципального района, городского округа и исполнительных органов Пензенской области, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации, устанавливается региональный уровень реагирования.


При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы Губернатор Пензенской области может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пензенской области, а также принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Статья 5. Полномочия Законодательного Собрания Пензенской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Законодательное Собрание Пензенской области принимает в соответствии с федеральными законами законы Пензенской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и осуществляет контроль за их исполнением.



Статья 6. Полномочия Губернатора Пензенской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Губернатор Пензенской области:


1) принимает в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и осуществляет контроль за их исполнением;


2) возглавляет комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пензенской области;


3) принимает решение об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для органов управления и сил областной подсистемы;


4) устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";


5) устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";


6) с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории Пензенской области или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", может устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";


7) утверждает планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Пензенской области;


8) осуществляет иные полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством.



Статья 7. Полномочия Правительства Пензенской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций


Правительство Пензенской области:


1) принимает в соответствии с федеральными законами и законами Пензенской области нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и осуществляет контроль за их исполнением;


2) осуществляет подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;


3) обеспечивает проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера;


4) осуществляет информирование населения о чрезвычайных ситуациях;


5) организует и проводит аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживает общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращается к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;


6) осуществляет финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


7) создает резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;


8) содействует устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера;


9) содействует федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в предоставлении участков для установки и (или) в установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, а также в предоставлении имеющихся технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, выделении эфирного времени в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях и подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций;


10) принимает решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены;


11) осуществляет создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", обеспечивает ее эксплуатацию и развитие;


12) создает и поддерживает в постоянной готовности системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях;


13) осуществляет сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивает, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера;


14) утверждает положение о региональном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, порядок государственного надзора за реализацией органами местного самоуправления полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;


15) устанавливает порядок, предусмотренный подпунктом "в" пункта 5 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";


16) разрабатывает планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Пензенской области;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»