ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 апреля 2024 года N 301-пп


О внесении изменений в государственную программу Курской области "Комплексное развитие сельских территорий Курской области"



Правительство Курской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Курской области "Комплексное развитие сельских территорий Курской области", утвержденную постановлением Администрации Курской области от 06.11.2019 N 1066-па (в редакции постановлений Администрации Курской области от 05.02.2020 N 95-па, от 31.03.2020 N 310-па, от 09.12.2020 N 1247-па, от 30.12.2020 N 1439-па, от 06.04.2021 N 337-па, от 12.11.2021 N 1178-па, от 11.01.2022 N 6-па, от 25.03.2022 N 288-па, от 17.10.2022 N 1154-па, от 24.11.2022 N 1352-па, от 30.12.2022 N 1680-па, постановлений Правительства Курской области от 31.03.2023 N 397-пп, от 28.12.2023 N 1446-пп).


2. Министерству сельского хозяйства Курской области разместить государственную программу Курской области "Комплексное развитие сельских территорий Курской области" с изменениями, утвержденными настоящим постановлением, на официальном сайте Губернатора и Правительства Курской области (подраздел "Государственные программы" подраздела "Документы" раздела "Власть") в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего постановления.


3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.



Первый заместитель Губернатора
Курской области -
Председатель Правительства
Курской области
А.Б.СМИРНОВ



Утверждены
постановлением
Правительства Курской области
от 19 апреля 2024 г. N 301-пп



ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ "КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"


1. Государственную программу Курской области "Комплексное развитие сельских территорий Курской области" изложить в следующей редакции:



"Утверждена
постановлением
Администрации Курской области
от 6 ноября 2019 г. N 1066-па
     (в редакции постановления
Правительства Курской области
от 19 апреля 2024 г. N 301-пп)


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

"КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ"



I. Стратегические приоритеты государственной программы

(далее - государственная программа)



1. Оценка текущего состояния сферы реализации

государственной программы



Сельские территории Курской области являются ее стратегическим ресурсом, однако отсутствие возможности удовлетворить свои насущные потребности, сложные условия жизни сельского населения, оторванность сельских поселений от научно-технических достижений XXI века, недостаточная вовлеченность сельского населения в практики гражданского общества, слабое развитие транспортной инфраструктуры и средств связи не позволяют реализовать потенциал сельских территорий в полной мере.


Сельское население Курской области в динамике с 2012 года проживает в 28 муниципальных районах, объединяющих 2773 сельских населенных пункта. По итогам Всероссийской переписи населения 2020 года:


- количество сельских населенных пунктов без населения составило 183;


- численность сельского населения составляет 341723 человека, из них: мужчин - 162380, женщин - 179343.


В среднем на один муниципальный район приходится примерно 10 сельских поселений и 12575 жителей, а на одно сельское поселение - около 8 сельских населенных пунктов и 402 сельских жителя в населенном пункте.


Преобладающая часть сельского населения проживает в сельских поселениях с численностью до 10 тыс. человек. В отличие от городских и наиболее крупных сельских поселений, они имеют недостаточно развитую транспортную и инженерную инфраструктуру, не обладают необходимыми условиями для развития предпринимательства, прежде всего, малого бизнеса, не имеют соответствующей современным условиям базы для оказания сельскому населению образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг. Сельские территории характеризуются высоким уровнем безработицы.


За период с января по сентябрь 2023 года за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости обратились жители сельской местности - 4016 человек. Нашли работу граждане, проживающие в сельской местности, - 2710 человек.


На конец сентября текущего года численность безработных граждан, проживающих в сельской местности, составила 1010 человек, или 33,4% от общего числа безработных (на 01.01.2022 - 1407 человек).


Из общей численности безработных, проживающих в сельской местности, женщины составляют 494 человека (48,9%).


Более 4% безработных относятся к категории граждан, которые стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более года) перерыва; 4,3% - граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие); 21,3% - родители, имеющие несовершеннолетних детей; 21,8% - граждане предпенсионного возраста; 7,4% - инвалиды.


Доля безработных граждан, имеющих высшее образование, от общей численности зарегистрированных безработных сельской местности составила 17,2%, имеющих среднее профессиональное образование, - 35%, имеющих среднее общее и основное общее образование, - 47,1%.


По квалификации и опыту работы численность безработных граждан, проживающих в сельской местности, распределилась следующим образом: специалисты в области науки и техники - 199 человек; специалисты в области здравоохранения - 16 человек; работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности - 100 человек; квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства - 69 человек; рабочие, занятые в металлообрабатывающем и машиностроительном производстве, механики и ремонтники - 22 человека, операторы промышленных установок - 69 человек, операторы подвижного оборудования - 30 человек; водители - 45 человек; неквалифицированные рабочие - 155 человек и другие.


В области сохраняется высокая доля потребности в рабочих кадрах. Данная тенденция применима почти ко всем муниципальным образованиям, в которых спрос на рабочие профессии составил более половины всей кадровой потребности. Так, при среднеобластном показателе 65% потребность в рабочих кадрах в Глушковском районе составила 77%, Золотухинском - 75%, Касторенском - 74%, Конышевском - 84%, Медвенском - 79,6%, Пристенском - 75%, Советском - 69%, Солнцевском - 71%, Суджанском - 74%, Фатежском - 73%.


В сельской местности наиболее были востребованы за период 2022 года рабочие пищевой промышленности (214 вакансий), операторы подвижного оборудования (198 вакансий), специалисты в области здравоохранения (153 вакансии), водители (151 вакансия), квалифицированные рабочие, занятые в металлообрабатывающем и машиностроительном производстве, механики и ремонтники (126 вакансий), квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства (113 вакансий), работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности (100 вакансий). Стабильно остается спрос на неквалифицированных работников, таких как: подсобный рабочий, уборщик производственных помещений, дворник, грузчик - 326 вакансий.


Основными проблемами развития сельских территорий являются:


ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, не позволяющая реализовать комплексный подход к развитию сельских территорий в преодолении бедности, неравенства и безработицы;


узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, обуславливающий низкий уровень диверсификации сельской экономики;


ограничение доступа жителей села к объектам социальной и инженерной инфраструктуры;


обеспечение доступным и комфортным жильем сельского населения;


слабое развитие институтов гражданского общества в сельской местности, прежде всего местного самоуправления;


недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение развития сельских территорий;


низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями, недостаточный уровень интегрированности различных видов транспорта и нереализованный транзитный потенциал Российской Федерации.


Динамика развития сельских территорий формируется под воздействием различных факторов. Объективные различия в уровне социально-экономического развития сельских и городских территорий будут являться основной причиной дальнейшей миграции сельского населения в город. Вместе тем, ряд решений по повышению качества жизни на сельских территориях позволит замедлить данную тенденцию, обеспечить сохранение численности сельского населения, в том числе молодежи, способствовать повышению уровня благосостояния населения.


Указанные проблемы планируется решать в том числе программным методом в рамках реализации государственной программы.


В рамках реализации государственной программы планируется:


стабилизировать численность населения, проживающего на сельских территориях;


повысить уровень благосостояния и снизить уровень бедности сельского населения;


повысить уровень занятости сельского населения;


развить малое предпринимательство, диверсифицировать сельскую экономику;


ускорить развитие социальной, инженерной, коммунальной инфраструктуры на сельских территориях и довести уровень комфортности проживания на сельских территориях до городского уровня;


повысить социальную ответственность бизнеса путем его привлечения к реализации социально значимых проектов;


улучшить экологическую ситуацию.


2. Описание приоритетов и целей государственной политики

в сфере реализации государственной программы



Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы отражены в следующих документах:


Указ Президента Российской Федерации от 21 января 2020 года N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации";


Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";


Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";


Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 года N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации";


Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 г. N 2567-р;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»