ПРАВИТЕЛЬСТВО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 марта 2024 года N 180-П


О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 29.12.2017 г. N 756-П



Правительство Челябинской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в государственную программу Челябинской области "Развитие профессионального образования в Челябинской области", утвержденную постановлением Правительства Челябинской области от 29.12.2017 г. N 756-П "О государственной программе Челябинской области "Развитие профессионального образования в Челябинской области" (Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2017, выпуск N 4; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 23 мая 2018 г.; 5 июля 2018 г.; 22 октября 2018 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2018, выпуск N 3; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 10 июня 2019 г.; Южноуральская панорама, 11 июля 2019 г., N 68, спецвыпуск N 17; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 25 октября 2019 г.; 27 ноября 2019 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2019, выпуск N 10; 2019, выпуск N 12; 2020, выпуск N 9; 2020, выпуск N 12; 2020, выпуск N 14; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 6 июля 2021 г.; 9 ноября 2021 г.; Сборник нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Челябинской области, 2021, выпуск N 5; 2021, выпуск N 6; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 22 апреля 2022 г.; 21 июля 2022 г.; Южноуральская панорама, 10 ноября 2022 г., N 92, спецвыпуск N 10; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 10 февраля 2023 г.; 21 февраля 2023 г.; 11 мая 2023 г.; 17 ноября 2023 г.), изменения, изложив ее в новой редакции (прилагается).


2. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.



Председатель
Правительства
Челябинской области
А.Л.ТЕКСЛЕР



Утверждена
постановлением
Правительства
Челябинской области
от 29 декабря 2017 г. N 756-П
     (в редакции
постановления
Правительства
Челябинской области
от 14 марта 2024 г. N 180-П)



Государственная программа Челябинской области "Развитие профессионального образования в Челябинской области"



I. Стратегические приоритеты государственной программы Челябинской области "Развитие профессионального образования в Челябинской области"


1. Оценка текущего состояния сферы профессионального образования в Челябинской области.


По состоянию на декабрь 2023 года в Челябинской области функционирует 45 областных государственных бюджетных и автономных учреждений - профессиональных образовательных организаций, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляются Министерством образования и науки Челябинской области (далее - Министерство), 1 областное государственное бюджетное учреждение - профессиональная образовательная организация, подведомственное Министерству социальных отношений Челябинской области, 7 областных государственных бюджетных учреждений - профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Челябинской области, 2 областных государственных бюджетных учреждения - профессиональные образовательные организации, подведомственные Министерству культуры Челябинской области.


Всего охват обучающихся в указанных учреждениях составляет около 100 тыс. человек. В 28 образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Челябинской области, обучается 98,8 тыс. человек.


В 2023 - 2024 учебном году в образовательные организации Челябинской области для обучения по программам среднего профессионального образования принято более 31 тыс. человек, по программам высшего образования - более 23 тыс. человек.


Процедура согласования проектов расчетных показателей приема граждан с органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области и службами занятости населения в муниципальных образованиях Челябинской области позволяет осуществлять мониторинг состояния рынка труда и определение потребностей в кадрах и образовательных услугах.


В рамках ежегодно устанавливаемого объема контрольных цифр приема происходит их распределение по профессиям и специальностям в соответствии с потребностями регионального рынка труда в кадрах и квалификациях. По приоритетным для экономики Челябинской области направлениям, таким как машиностроение, металлургия, строительство, сельское хозяйство, информационные технологии, информационная безопасность, радиоэлектроника и образование, прием обучающихся остается на стабильном уровне и составляет более 72 % от общего объема контрольных цифр приема. При этом план приема на обучение за счет бюджетных ассигнований областного бюджета выполняется в полном объеме.


В целях повышения качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций Челябинской области осуществляются мероприятия по проведению ремонтных работ в зданиях (помещениях) и сооружениях, закрепленных за ними на праве оперативного управления, оснащению организаций современной материально-технической базой, обновлению содержания и технологий, применяемых в профессиональном образовании, и приведению их в соответствие с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников со стороны работодателей.


Реализация мероприятий государственной программы Челябинской области "Развитие профессионального образования в Челябинской области" (далее именуется - Программа) за 2023 год обеспечила достижение следующих результатов и позволяет оценить уровень развития сферы профессионального образования в Челябинской области до 2030 года.


За 2023 год численность граждан, охваченных деятельностью Центров опережающей профессиональной подготовки, составила 4000 человек. В 2024 году для увеличения численности таких граждан также планируется задействовать ресурсы созданного в 2023 году на базе ГБНОУ "Образовательный комплекс "Смена" Центра опережающей профессиональной подготовки и осуществить на его базе обучение 18 тысяч человек


Для обеспечения доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья Программой реализованы мероприятия, позволившие в 2023 году обеспечить темпа роста численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, принятых на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования (по отношению к значению показателя предыдущего года) на уровне 113 процентов, а также сократить долю студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, обучавшихся по образовательным программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости, до 7 процентов. К 2030 году темп роста численности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, принятых на обучение, планируется увеличить до 116 процентов, а долю студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, выбывших по причине академической неуспеваемости, сохранится на уровне 7 процентов.


Ежегодно в Челябинской области обеспечивается достижение содержащегося в Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 31 января 2019 года N 1748, показателя "Отношения среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в экономике Челябинской области" на уровне 100 процентов. Аналогичное значение показателя планируется достигать в период до 2030 года.


По итогам реализации Программы к 2030 году планируется повышение значения одного из ключевых показателей деятельности профессиональных образовательных организаций - "Доля выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, занятых по виду деятельности и полученным компетенциям" до 62,9 процентов.


В целях повышения качества подготовки выпускников профессиональных образовательных организаций осуществляются мероприятия по модернизации профессионального образования посредством обновления содержания и технологий, применяемых в профессиональном образовании, а также приведение их в соответствие с актуальными и перспективными требованиями к квалификации работников со стороны работодателей.


Одним из таких мероприятий является проведение государственной итоговой аттестации выпускников с участием работодателей, в том числе в форме демонстрационного экзамена. Реализация Программы позволит к 2030 году повысить долю обучающихся образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, прошедших демонстрационный экзамен профильного уровня, до 35 процентов.


Реализация программы также направлена на достижение целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, в том числе в рамках национальной цели "Цифровая трансформация" - "Достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления" путем достижения к 2030 году следующих показателей Программы:


"Количество утвержденных (актуализованных) региональных документов, отражающих текущую и перспективную потребность в квалифицированных кадрах для отраслей цифровой экономики" до 2 единиц;


"Количество профориентационных мероприятий, организованных в соответствии с типовой формой популяризации ИТ-специальностей электронного обучения и дистанционных образовательных технологий" до 150 единиц;


"Количество "Уроков цифры", проведенных на площадках общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, с участием регионального руководителя цифровой трансформации (представителей регионального органа власти в сфере цифрового развития), представителей крупнейших ИТ-организаций региона" до 5 единиц.


В целях объединения интересов государственных и общественных, социальных и экономических структур, заинтересованных в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов, Министерство поддерживает сложившиеся и стремится к развитию новых механизмов государственно-частного партнерства и государственно-общественного управления в профессиональном образовании, в том числе осуществляется:


1) сотрудничество с Челябинским региональным объединением работодателей Российского Союза промышленников и предпринимателей, Южно-Уральской торгово-промышленной палатой, союзом работодателей малого и среднего бизнеса "Опора России", отраслевыми объединениями;


2) совместная с работодателями Челябинской области деятельность профессиональных образовательных организаций в рамках долгосрочных договоров с предприятиями на подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена;


3) функционирование органов государственно-общественного управления (Совет по кадровой политике, Совет директоров профессиональных образовательных организаций, Ассоциация профессиональных образовательных организаций Челябинской области, Совет ветеранов работников профессионального образования, Совет ректоров вузов Челябинской области, Совет по науке образовательных организаций высшего образования Челябинской области, Совет молодых ученых и специалистов Челябинской области);


4) функционирование сети из 22 созданных на базе профессиональных образовательных организаций многофункциональных центров прикладных квалификаций в целях формирования системы непрерывного профессионального образования и профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка труда;


5) реализация мероприятий "дорожной карты" по внедрению национальной системы профессиональных квалификаций (далее - НСК) на региональном уровне. Апробация НСК предполагает тесное взаимодействие системы профессионального образования с работодателями и их отраслевыми советами, Национальным агентством развития квалификаций, созданным Национальным советом при Президенте Российской Федерации, Областным Советом по кадровой политике, а также АНО "Челябинское региональное агентство развития квалификаций", выполняющим функции оператора внедрения НСК в Челябинской области;


6) внедрение профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования, исполнительными органами Челябинской области Стандарта кадрового обеспечения промышленного роста в Челябинской области;


7) участие региона в федеральном проекте "Профессионалитет".


По итогам конкурсных отборов в рамках федерального проекта "Профессионалитет" в 2022 и 2023 годах в Челябинской области созданы 8 образовательно-производственных центров (кластеров) по отраслям: "Машиностроение", "Металлургия" "Атомная промышленность", "Строительство", "Электроника и информационные технологии".


В 2024 году планируется создание еще четырех образовательно-производственных центров (кластеров) по отраслям: "Топливно-энергетический комплекс", "Машиностроение", "Клиническая и профилактическая медицина".


Особенности создаваемых кластеров привели к внедрению нового механизма управления их деятельностью, имеющего двухуровневую структуру.


При Областном совете по кадровой политике создан Региональный наблюдательный совет, координирующий деятельность всех четырех кластеров. В его состав вошли представители исполнительных органов Челябинской области, осуществляющих управление в сфере труда, образования, экономики, промышленности, а также участников кластеров из числа организаций реального сектора экономики и государственных образовательных организаций.


Региональный наблюдательный совет осуществляет координацию деятельности образовательно-производственных центров (кластеров), согласование программ их деятельности и изменений в них, а также мониторинг реализации.


Вместе с тем, несмотря на проведение планомерной и разносторонней работы по развитию системы профессионального образования, продолжают сохраняться следующие негативные факторы:


1) несоответствие учебно-материальной базы профессиональных образовательных организаций современным требованиям, в том числе предъявляемым к выполнению санитарных норм и правил, и требованиям к организации образовательного и производственного процессов;


2) недостаточное кадровое обеспечение профессиональных образовательных организаций;


3) недостаточное развитие государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования.


Преодолению негативных факторов в профессиональном образовании в ходе модернизации системы профессионального образования будут способствовать мероприятия настоящей государственной программы.


В этой связи обновление учебно-материальной базы профессионального образования требует продолжения системной и перманентной деятельности. Приоритетными направлениями здесь являются: оснащение профессиональных образовательных организаций современным учебно-лабораторным и учебно-производственным оборудованием для повышения привлекательности программ профессионального образования, а также предоставление каждому обучающемуся возможности получать профессиональное образование в условиях, предъявляемых к современной организации образовательного процесса.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»