Действующий

Об утверждении государственной программы Ярославской области "Развитие лесного хозяйства Ярославской области" на 2024 - 2030 годы и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области



1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Ярославской области "Развитие лесного хозяйства Ярославской области" на 2024 - 2030 годы


1.1. Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.


В целях реализации государственной политики в сфере лесного хозяйства уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области разрабатывается государственная программа Ярославской области "Развитие лесного хозяйства Ярославской области" на 2024 - 2030 годы (далее - Государственная программа).


1.2. Леса занимают почти половину территории Ярославской области, являются возобновляемым природным ресурсом и отличаются значительным природным разнообразием. Леса относятся к одному из ключевых факторов социально-экономического развития, выполняют многочисленные средообразующие функции, обеспечивают сохранение благоприятной окружающей среды и повышение благосостояния граждан, а также обладают особой культурной и эстетической ценностью.


Лесистость территории Ярославской области составляет 45,6 процента, площадь лесов Ярославской области - 1,8 млн га, из них на землях лесного фонда - 1,7 млн га, 61 процент площади составляют эксплуатационные леса.


1.3. Основной вид использования лесов - заготовка древесины. Вместе с тем в 2023 году прослеживалась тенденция уменьшения количества заявок на заключение новых договоров аренды лесных участков в целях заготовки лесных насаждений. Расчетная лесосека на землях лесного фонда Ярославской области составляет 4,39 млн куб. метров. Использование ежегодного объема пользования на арендованных лесных участках в области в 2023 году составило 77 процентов.


1.4. Обязательным принципом рационального, неистощимого использования лесных ресурсов является своевременное восстановление площадей, пройденных рубкой. В 2023 году лесовосстановительные работы проведены в Ярославской области на площади 8,6 тыс. га. Всего за время реализации регионального проекта "Сохранение лесов" (2019 - 2023 годы) работы по лесовосстановлению произведены на площади 34128,7 га. Работы по восстановлению лесов в Ярославской области проводят арендаторы за счет собственных средств в объемах, предусмотренных договорами аренды, и иные хозяйствующие субъекты за счет субвенций из федерального бюджета в рамках государственных контрактов на свободных лесных участках.


1.5. В рамках реализации национального проекта "Экология" за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета на выполнение переданных полномочий в области лесных отношений, в 2019 году приобретено 53 единицы лесопожарной техники и оборудования, в 2020 году - 16 единиц, в 2021 году - 31 единица, в 2023 году - 55 единиц.


1.6. Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. Не сформирована законодательная база, определяющая государственную защиту и социальные гарантии должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной контроль (надзор), их численность, не достигнут необходимый уровень межведомственного взаимодействия в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками и снижения объемов нелегального оборота древесины.


1.7. Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживаются отсутствием в государственном лесном реестре актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках.


Следует отметить, что с 01 января 2022 года полномочия по проведению лесоустройства, которое обеспечивает актуализацию информации о качественных и количественных характеристиках лесного фонда, переданы федеральным органам исполнительной власти.


1.8. Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не могут быть осуществлены без укрепления научного и кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров, остается низким уровень производительности труда, что обусловлено слабым развитием социального партнерства, невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в области профессиональной и квалификационной подготовки специалистов.


1.9. Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства в рамках Государственной программы.