ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 марта 2024 года N 408-п


Об утверждении государственной программы Ярославской области "Местное самоуправление в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы и о признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области



В соответствии с постановлением Правительства области от 28.09.2023 N 969-п "О системе управления государственными программами Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Местное самоуправление в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы.


2. Признать утратившими силу постановления Правительства области:


- от 28.01.2021 N 14-п "Об утверждении Методики распределения и правил предоставления иного межбюджетного трансферта на поддержку инициатив органов ученического самоуправления общеобразовательных организаций";


- от 19.03.2021 N 117-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Местное самоуправление в Ярославской области" на 2021 - 2025 годы";


- от 05.05.2021 N 292-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 28.01.2021 N 14-п";


- от 24.06.2021 N 410-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.03.2021 N 117-п";


- от 31.01.2022 N 34-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 28.01.2021 N 14-п";


- от 17.03.2022 N 155-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.03.2021 N 117-п";


- от 15.04.2022 N 284-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.03.2021 N 117-п";


- от 20.05.2022 N 388-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 28.01.2021 N 14-п";


- от 27.09.2022 N 830-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.03.2021 N 117-п";


- от 09.02.2023 N 84-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 28.01.2021 N 14-п";


- от 02.03.2023 N 149-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.03.2021 N 117-п";


- от 04.10.2023 N 999-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 28.01.2021 N 14-п";


- от 13.11.2023 N 1173-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.03.2021 N 117-п";


- от 28.12.2023 N 1429-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.03.2021 N 117-п";


- от 30.01.2024 N 53-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 28.01.2021 N 14-п";


- от 22.02.2024 N 190-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 28.01.2021 N 14-п".


3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора области, курирующего вопросы внутренней политики.


4. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Губернатор области
М.Я.ЕВРАЕВ



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 27.03.2024 N 408-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2024 - 2030 ГОДЫ



I. Стратегические приоритеты государственной программы Ярославской области "Местное самоуправление в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы



1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы Ярославской области "Местное самоуправление в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы


1.1. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.


1.2. Президент Российской Федерации Путин В.В. неоднократно в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации и на заседаниях Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления упоминал о том, что "местное самоуправление представляет собой самый близкий к населению уровень власти, поэтому именно на органы местного самоуправления возложена огромная ответственность".


В целях обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования области органы местного самоуправления исполняют полномочия по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ, в числе которых:


- организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;


- организация транспортного обслуживания населения;


- организация работы коммунального комплекса;


- организация благоустройства территории муниципального образования;


- организация предоставления дошкольного, общего образования;


- обеспечение жителей услугами организаций культуры и спорта;


- создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения;


- обеспечение нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями;


- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.


Федеральным законом N 131-ФЗ установлены перечни вопросов местного значения для сельских и городских поселений, муниципальных районов, городских округов. Законом Ярославской области от 30 июня 2014 г. N 36-з "О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области" за органами местного самоуправления сельских поселений закреплены дополнительные вопросы местного значения.


1.3. В соответствии с Законом Ярославской области от 21 декабря 2004 г. N 65-з "О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области" в настоящее время в Ярославской области образовано 96 муниципальных образований, среди которых:


- 3 городских округа;


- 16 муниципальных районов;


- 10 городских поселений;


- 67 сельских поселений.


1.4. В Ярославской области распространена практика заключения между органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов области соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения.


Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Ярославской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и Ярославской области.


1.5. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований области в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ в Ярославской области образован Совет муниципальных образований Ярославской области.


Законом Ярославской области от 21 мая 2013 г. N 18-з "О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области с Советом муниципальных образований Ярославской области" к полномочиям органов исполнительной власти области отнесено оказание за счет средств областного бюджета финансовой и материально-технической поддержки Совету муниципальных образований Ярославской области.


1.6. Государственная программа Ярославской области "Местное самоуправление в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы (далее - Государственная программа) способствует выстраиванию и обеспечению работы системы правового, территориального, организационного и экономического регулирования деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и исполнению государственных полномочий.


1.7. Основными проблемами в работе органов местного самоуправления являются:


- недостаточность собственных доходов местных бюджетов большинства муниципальных образований области для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и их дотационная зависимость от вышестоящих бюджетов;


- снижение кадрового потенциала администраций муниципальных образований области по причине отсутствия притока молодых квалифицированных кадров и выхода на пенсию муниципальных служащих;


- рост износа инфраструктуры и инженерных систем населенных пунктов муниципальных образований области, ведущий к увеличению потерь ресурсов и росту аварийности;


- отток трудоспособного населения из малых городов и населенных пунктов в места с более высоким уровнем заработной платы и качеством жизни, определяющимся комфортом проживания и качеством социальных услуг;


- низкая социальная активность граждан в решении вопросов благоустройства мест проживания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»