В соответствии с постановлением Правительства области от 28.09.2023 N 969-п "О системе управления государственными программами Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства области"
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ярославской области "Местное самоуправление в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы.
2. Признать утратившими силу постановления Правительства области:
- от 19.03.2021 N 117-п "Об утверждении государственной программы Ярославской области "Местное самоуправление в Ярославской области" на 2021 - 2025 годы";
- от 02.03.2023 N 149-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.03.2021 N 117-п";
- от 04.10.2023 N 999-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 28.01.2021 N 14-п";
- от 13.11.2023 N 1173-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.03.2021 N 117-п";
- от 28.12.2023 N 1429-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.03.2021 N 117-п";
- от 30.01.2024 N 53-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 28.01.2021 N 14-п";
- от 22.02.2024 N 190-п "О внесении изменений в постановление Правительства области от 28.01.2021 N 14-п".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора области, курирующего вопросы внутренней политики.
4. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
М.Я.ЕВРАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ "МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2024 - 2030 ГОДЫ
1.1. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
1.2. Президент Российской Федерации Путин В.В. неоднократно в посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации и на заседаниях Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления упоминал о том, что "местное самоуправление представляет собой самый близкий к населению уровень власти, поэтому именно на органы местного самоуправления возложена огромная ответственность".
В целях обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования области органы местного самоуправления исполняют полномочия по решению вопросов местного значения, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ, в числе которых:
- организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
- организация транспортного обслуживания населения;
- организация работы коммунального комплекса;
- организация благоустройства территории муниципального образования;
- организация предоставления дошкольного, общего образования;
- обеспечение жителей услугами организаций культуры и спорта;
- создание условий для массового отдыха жителей и организация обустройства мест массового отдыха населения;
- обеспечение нуждающихся малоимущих граждан жилыми помещениями;
- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.
Федеральным законом N 131-ФЗ установлены перечни вопросов местного значения для сельских и городских поселений, муниципальных районов, городских округов. Законом Ярославской области от 30 июня 2014 г. N 36-з "О вопросах местного значения сельских поселений на территории Ярославской области" за органами местного самоуправления сельских поселений закреплены дополнительные вопросы местного значения.
1.3. В соответствии с Законом Ярославской области от 21 декабря 2004 г. N 65-з "О наименованиях, границах и статусе муниципальных образований Ярославской области" в настоящее время в Ярославской области образовано 96 муниципальных образований, среди которых:
- 3 городских округа;
- 16 муниципальных районов;
- 10 городских поселений;
- 67 сельских поселений.
1.4. В Ярославской области распространена практика заключения между органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов области соглашений о передаче осуществления части полномочий по решению вопросов местного значения.
Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Ярославской области наделены отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и Ярославской области.
1.5. Для организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований области в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ в Ярославской области образован Совет муниципальных образований Ярославской области.
Законом Ярославской области от 21 мая 2013 г. N 18-з "О взаимодействии органов государственной власти Ярославской области с Советом муниципальных образований Ярославской области" к полномочиям органов исполнительной власти области отнесено оказание за счет средств областного бюджета финансовой и материально-технической поддержки Совету муниципальных образований Ярославской области.
1.6. Государственная программа Ярославской области "Местное самоуправление в Ярославской области" на 2024 - 2030 годы (далее - Государственная программа) способствует выстраиванию и обеспечению работы системы правового, территориального, организационного и экономического регулирования деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и исполнению государственных полномочий.
1.7. Основными проблемами в работе органов местного самоуправления являются:
- недостаточность собственных доходов местных бюджетов большинства муниципальных образований области для исполнения полномочий по решению вопросов местного значения и их дотационная зависимость от вышестоящих бюджетов;
- снижение кадрового потенциала администраций муниципальных образований области по причине отсутствия притока молодых квалифицированных кадров и выхода на пенсию муниципальных служащих;
- рост износа инфраструктуры и инженерных систем населенных пунктов муниципальных образований области, ведущий к увеличению потерь ресурсов и росту аварийности;
- отток трудоспособного населения из малых городов и населенных пунктов в места с более высоким уровнем заработной платы и качеством жизни, определяющимся комфортом проживания и качеством социальных услуг;
- низкая социальная активность граждан в решении вопросов благоустройства мест проживания.