ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 марта 2024 года N 97-П


О внесении изменения в постановление Правительства Республики Карелия от 17 февраля 2015 года N 49-П



Правительство Республики Карелия постановляет:


Внести в государственную программу Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды", утвержденную постановлением Правительства Республики Карелия от 17 февраля 2015 года N 49-П "Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" (Собрание законодательства Республики Карелия, 2015, N 2, ст. 253; 2016, N 2, ст. 231; N 6, ст. 1272; N 10, ст. 2146; 2017, N 10, ст. 1963; 2018, N 12, ст. 2639; 2019, N 3, ст. 598; N 7, ст. 1536; N 12, ст. 2872; 2020, N 6, ст. 1335; N 8, ст. 1908; 2021, N 4, ст. 813; N 7, ст. 1735; 2022, N 4, ст. 988; N 6, ст. 1503; N 12, ст. 3687; 2023, N 3, ст. 657), изменение, изложив ее в следующей редакции:

"Утверждена
постановлением
Правительства Республики Карелия
от 17 февраля 2015 года N 49-П


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ "ВОСПРОИЗВОДСТВО И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"



I. Стратегические приоритеты государственной

программы Республики Карелия "Воспроизводство

и использование природных ресурсов

и охрана окружающей среды"



Сфера реализации государственной программы Республики Карелия "Воспроизводство и использование природных ресурсов и охрана окружающей среды" (далее - государственная программа) охватывает такие важнейшие направления деятельности, как лесные и водные отношения, сфера регулирования отношений недропользования, сфера охраны и использования объектов животного мира, экологическая экспертиза, охрана окружающей среды в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, на территории Республики Карелия.


Государственная политика в области лесных отношений, в том числе в рамках федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология", нацелена на реализацию мероприятий по сохранению лесов путем повышения оперативности обнаружения и тушения лесных пожаров и сокращения их площади, обеспечения неистощительного и рационального использования лесов, увеличения площади лесовосстановления, создания достаточного запаса лесосеменного сырья, повышения сознательности граждан и их информированности о правилах поведения в лесу.


Реализация мероприятий федерального проекта "Сохранение лесов" национального проекта "Экология" на территории региона оказала значительное влияние на ситуацию в лесном хозяйстве республики. По итогам 2023 года в сфере лесного хозяйства:


обеспечено отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших насаждений на уровне 86,08%;


обеспечено отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 46,5%;


доля семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян составляет 0,385%;


объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда составляет 182,5 руб.;


доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), в общем количестве лесных пожаров - 97,9%;


динамика предотвращения возникновения нарушений лесного законодательства, причиняющих вред лесам, относительно уровня нарушений предыдущего года - 5,3%;


доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда - 66,7%;


площадь лесных пожаров на землях лесного фонда составила 341,17 га.


В ходе реализации государственной программы в части осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны отмечается, что динамика выявления нарушений лесного законодательства, являющаяся одним из показателей государственной программы, является положительной.


В целях осуществления межведомственного взаимодействия в работе по выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства, в том числе незаконных рубок лесных насаждений, патрулирование зачастую осуществляется совместно с сотрудниками правоохранительных и иных контролирующих органов. Деятельность в данном направлении приведет к снижению негативного воздействия на леса, а также позволит снизить долю незаконно заготовленной древесины, включенную в общий объем заготовки и переработки лесных ресурсов.


Целью реализации государственной программы в сфере регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования и воспроизводства минерально-сырьевой базы.


В настоящее время государственным балансом полезных ископаемых на территории Республики Карелия учтено более 1000 месторождений полезных ископаемых, из них 935 - общераспространенных. Общераспространенные полезные ископаемые являются важнейшей сырьевой основой для дорожного и жилищного строительства, производства строительных материалов. Наиболее потребляемыми являются блочный камень, щебень, песок.


На территории Республики Карелия находится 276 месторождений строительного камня для производства щебня и блоков, 246 месторождений песка и песчано-гравийного материала. По участкам недр местного значения действует 417 лицензий на общераспространенные полезные ископаемые (из них 95 - на щебень, 158 - на блоки, 7 - на торф, сапропель и глину, 155 - на песок, песчано-гравийный материал, 2 - на щебень и блоки) и 180 лицензий на подземную воду.


В Карелии есть потенциал для дальнейшего развития недропользования. Кроме того, особое внимание уделяется Арктической зоне Российской Федерации. Здесь активно реализуются и планируются к реализации инвестиционные проекты в сфере недропользования.


Инвестиционный интерес к освоению минерально-сырьевых ресурсов республики высок: объем внебюджетных инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы (в геологическое изучение и разведку недр) растет (по итогам 2023 года на 30% больше уровня 2022 года), предоставлено право пользования недрами по 123 лицензиям (в 2022 году - 83 лицензии).


В результате проведенных поисково-оценочных работ в 2023 году открыто 22 новых месторождения общераспространенных полезных ископаемых. Прирост запасов, поставленных на государственный баланс запасов полезных ископаемых, составил 280 млн. куб. м.


Целью реализации государственной программы в сфере охраны и использования объектов животного мира является обеспечение устойчивого развития отрасли охотничьего хозяйства и доступности охоты для граждан посредством увеличения численности охотничьих животных при сохранении устойчивости экологических систем.


Достижение поставленной цели возможно в результате формирования правовых и социально-экономических условий, обеспечивающих:


в экономической сфере - развитие предпринимательской деятельности в сфере охотничьего хозяйства, а также создание эффективных механизмов государственного управления;


в социальной сфере - повышение доступности охоты для населения; в экологической сфере - обеспечение и поддержание видового разнообразия охотничьих животных в экологических системах наряду с увеличением численности охотничьих животных.


Охотничье хозяйство представляет собой сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в этой сфере, а также но закупке, производству и продаже продукции охоты.


В настоящее время на территории Республики Карелия обитает 90 видов охотничьих ресурсов. Охотничьи животные являются важной частью природного капитала Российской Федерации и обеспечивают формирование экосистемных услуг потребительского и средообразующего характера.


Государственный мониторинг охотничьих ресурсов ведется в отношении 54 видов охотничьих ресурсов на территории общедоступных охотничьих угодий Республики Карелия.


Охотничьи угодья в Республике Карелия занимают площадь около 17 078 тыс. гектаров. По данным государственного охотхозяйственного реестра, доля площади охотничьих угодий, в отношении которых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями заключены охотхозяйственные соглашения, составляет 36,9% общей площади охотничьих угодий в Республике Карелия. Они предоставлены в пользование 52 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют деятельность в 78 охотничьих угодьях.


Состояние большинства видов охотничьих животных в Республике Карелия характеризуется устойчивой численностью. Фактическая численность многих важнейших видов охотничьих животных может быть значительно выше существующей (экологическая емкость охотничьих угодий в Республике Карелия позволяет увеличить численность диких копытных животных не менее чем на 50%).


Реализация государственной программы в части водных отношений нацелена на повышение качества жизни населения республики, в том числе за счет проведения работ, направленных на охрану водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидацию его последствий, а также обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.


В рамках реализации задачи по обеспечению защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, в том числе сооружениями инженерной защиты, выполнены работы по капитальному ремонту плотины на р. Ваме в Пудожском муниципальном районе.


Численность населения, проживающего на подверженных негативному воздействию вод территориях, защищенного в результате проведения мероприятия по повышению защищенности от негативного воздействия вод, составила 3642 человека.


Для достижения поставленной задачи по сокращению негативного антропогенного воздействия на водные объекты выполнены работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в отношении 105 водных объектов общей протяженностью 8386,6 км.


Сведения о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос внесены в Единый государственный реестр недвижимости как зоны с особыми условиями использования территорий. В результате выполненных работ прирост доли установленных (нанесенных на землеустроительные карты) водоохранных зон водных объектов в протяженности береговой линии, требующей установления водоохранных зон (участков водных объектов, испытывающих антропогенное воздействие), составил 67,16%.


В рамках реализации полномочий в области водных отношений выполнены работы по организации и проведению регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей р. Лососинки, р. Вилги, р. Орзеги, оз. Ведлозеро, выполнены работы по ликвидации засорения и очистке русла р. Неглинки на территории г. Петрозаводска.


Одним из приоритетных направлений реализации государственной программы является повышение экологической устойчивости и безопасности.


Стратегической целью данного направления является внедрение системы ценностей устойчивого развития, зеленой экономики, обеспечение воспроизводства здорового населения, а также роста продолжительности и качества жизни за счет решения экологических проблем.


За последние два года в Карелии увеличение промышленного производства наблюдается в области водоснабжения, водоотведения, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений (на 2,9%). Снижение зафиксировано в обрабатывающих производствах (на 11,5%), в обеспечении электрической энергией, газом и паром, кондиционировании воздуха (на 6,1%), в сфере добычи полезных ископаемых (на 6,0%).


Позитивные тенденции наблюдаются также при сопоставлении динамики валового регионального продукта и индексов воздействия экономической деятельности на природную среду. При приросте валового регионального продукта за период 2000-2022 годов на 37,1% сброс сточных вод увеличился на 15,4%. Интенсивность сброса сточных вод уменьшилась в 13,1 раза. Выбросы в атмосферный воздух снизились за 2000-2022 годы на 10,7%.


Интенсивность выбросов загрязняющих веществ на единицу валового регионального продукта за этот период сократилась в 17,7 раза. Расчеты динамики валового регионального продукта и образования отходов производства и потребления с 2002 года (после принятия классификации отходов по 5 классам опасности) свидетельствуют о негативной тенденции увеличения объема образования отходов за период 2002-2022 годов в 2,2 раза.


Негативное воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду определяется значительными объемами выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, водопотребления для промышленных и жилищно-коммунальных целей и сброса сточных вод, образования отходов производства и потребления. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников на территории Республики Карелия в 2022 году составил 134,095 тыс. т (в 2021 году - 136,360 тыс. т).


Ключевую роль в поддержании экологического равновесия в республике играют особо охраняемые природные территории (далее - ООПТ).


На сегодняшний день природно-заповедный фонд Республики Карелия состоит из 155 ООПТ общей площадью более 1 млн. га, что составляет 5,58% от площади республики, из них 146 - ООПТ регионального значения, в том числе 1 природный парк, 33 государственных природных заказника, 109 памятников природы, 3 природно-рекреационные территории.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»