В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", пунктом 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 июня 2023 года N 1630-р "Об утверждении Стратегии развития беспилотной авиации Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2035 года и плана мероприятий по ее реализации", национальным проектом "Беспилотные авиационные системы", пунктом 4 раздела V протокола заседания президиума Правительственной комиссии по развитию беспилотных авиационных систем с субъектами Российской Федерации от 29 июня 2023 года N 28пр-П50-АБ Правительство Архангельской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Развитие беспилотных авиационных систем в Архангельской области".
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Первый заместитель Губернатора
Архангельской области -
председатель Правительства
Архангельской области
А.В.АЛСУФЬЕВ
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"Развитие беспилотных авиационных систем в Архангельской области"
Наименование программы | - | региональная программа "Развитие беспилотных авиационных систем в Архангельской области" (далее - региональная программа) |
Ответственный исполнитель региональной программы | - | министерство экономического развития, промышленности и науки Архангельской области (далее - министерство экономического развития, промышленности и науки) |
Участники региональной программы | - | министерство связи и информационных технологий Архангельской области (далее - министерство связи и информационных технологий), министерство транспорта Архангельской области (далее - министерство транспорта), министерство образования Архангельской области (далее - министерство образования), министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области (далее - министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса), министерство спорта Архангельской области (далее - министерство спорта) |
Связь региональной программы с федеральными и региональными проектами | - | федеральный проект "Разработка, стандартизация и серийное производство беспилотных авиационных систем и комплектующих"; федеральный проект "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы"; федеральный проект "Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем"; федеральный проект "Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем"; федеральный проект "Кадры для беспилотных авиационных систем"; региональный проект "Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы" |
Цели региональной программы | - | создание инфраструктуры и условий для использования беспилотных авиационных систем (далее - БАС) в отраслях экономики Архангельской области, включающее обеспечение возможности экспериментальной эксплуатации, производства и сертификации отечественных БАС, испытание и адаптацию БАС в северных и арктических климатических условиях, а также развитие системы подготовки отраслевых специалистов для БАС |
Задачи региональной программы | - | задача N 1 - создание в Архангельской области научно-производственного центра испытаний и компетенций в сфере развития БАС (далее - научно-производственный центр); задача N 2 - разработка услуг с применением БАС; задача N 3 - развитие разработки и серийного производства БАС; задача N 4 - развитие серийного производства унифицированных элементов наземной инфраструктуры обеспечения эксплуатации БАС; задача N 5 - разработка и внедрение в образовательные программы общего образования, среднего профессионального образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, а также основные программы профессионального обучения модулей по БАС; задача N 6 - проведение соревнований с целью повышения престижности профессиональной деятельности; задача N 7 - развитие инфраструктуры, необходимой для эксплуатации БАС |
Сроки реализации региональной программы | - | 2024 - 2030 годы |
Архангельская область входит в состав Северо-Западного федерального округа и расположена на Севере Европейской части России. Побережье Архангельской области на протяжении 3 тыс. км омывается водами Белого, Баренцева и Карского морей.
Площадь территории Архангельской области - 413,1 кв. км (без Ненецкого автономного округа). Численность населения Архангельской области на 1 января 2023 года составила 964 304 человека (без Ненецкого автономного округа), городское население - 750 612 человек, сельское население - 213 692 человека.
В состав Архангельской области территориально входит Ненецкий автономный округ, а также острова Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.
В 1992 году Архангельская область получила статус субъекта Российской Федерации.
Административным центром Архангельской области является город Архангельск. К наиболее крупным городам относятся Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Коряжма и Мирный.
Близость морей и океана заметно сказывается на климате Архангельской области, который является переходным между морским и континентальным. Зима обычно длинная (до 250 дней) и холодная, с низкой температурой в среднем до -26 градусов и сильными ветрами. Средняя температура летом около 15 градусов тепла.
Архангельская область располагает избыточными водными ресурсами. Насчитывается 70 тыс. больших и малых рек суммарной протяженностью 275 тыс. км. Четыре крупнейшие реки (Северная Двина, Печора, Онега и Мезень) впадают в арктические моря. Широкая и глубокая Северная Двина создает благоприятные условия для навигации и является основным водным путем.
На 1 января 2024 года на территории Архангельской области действуют 67 муниципальных образований (семь городских округов, 15 муниципальных округов, четыре муниципальных района, шесть городских поселений, 35 сельских поселений в составе муниципальных районов).
Архангельская область располагает значительными лесными ресурсами. Площадь, покрытая лесом, составляет 22,3 млн. га. Общий запас древесины - более 2500 млн. куб. м. В составе лесного фонда преобладают хвойные породы (сосна, ель) - 80 процентов, лиственные породы (береза, осина) - 20 процентов.
Архангельская область богата полезными ископаемыми. Усилиями геологоразведчиков в Архангельской области создана мощная сырьевая база для развития, добычи и переработки бокситов (Плесецкий муниципальный округ). Архангельская область является единственной в Европе алмазоносной провинцией.
В Архангельской области открыты значительные запасы известняков, доломитов, цементного сырья, гипсов и ангидритов, песков, глин и легкоплавких суглинков, строительных камней, подземных вод, марганца, медных руд, цинка, свинца, янтаря, ювелирных агатов и других полезных ископаемых.
Основу экономики Архангельской области составляет промышленный сектор, на долю которого приходится порядка 35 процентов валового регионального продукта (далее - ВРП). Из промышленных производств наиболее значимыми являются лесопромышленный комплекс и судостроительный комплекс, которые оказывают основное влияние на динамику промышленного производства Архангельской области. Существенный вклад в формирование ВРП вносят:
транспортно-логистический комплекс (более 10 процентов);
торговля (9 процентов);
отрасли социальной сферы и управления (в совокупности более 20 процентов).
В Архангельской области активно развиваются наука и образование. На ее территории располагаются два крупных университета, исследовательский центр комплексного изучения Арктики, а также Архангельский научный центр Уральского отделения Российской академии наук. Кроме того, на территории Архангельской области находится межрегиональный научно-образовательный центр мирового уровня "Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования", совместно созданный ведущими арктическими регионами: Архангельской и Мурманской областями и Ненецким автономным округом.
В Архангельской области представлены все виды транспорта: автомобильный, водный, железнодорожный и воздушный.
Эксплуатационная длина железнодорожных путей составляет 1766,7 км, развернутая протяженность по главным железнодорожным путям - 2495,852 км.
На территории Архангельской области функционируют три аэродрома и 19 посадочных площадок, шесть из которых имеют искусственные взлетно-посадочные полосы, остальные являются грунтовыми. Основным аэропортом является международный аэропорт Архангельск имени Ф.А.Абрамова.
В части инфраструктуры морского транспорта на территории Архангельской области расположены три морских порта: Архангельск, Онега и Мезень.
Морской порт Архангельск - это многопрофильный порт круглогодичной навигации с длиной причального фронта свыше 20 км и пропускной способностью более 12 млн. т в год.
Глубины по фарватеру в морском порту Архангельск составляют от 7,5 м в районе участка "Бакарица" до 9,2 м в акватории терминала "Экономия". Глубины до 9,2 м поддерживаются у причальных стенок.
Всего в морском порту Архангельск насчитывается 76 причалов, осуществляющих переработку груза в каботажном и экспортном направлениях.
Таким образом, природно-географические и социально-экономические особенности Архангельской области обеспечивают идеальные условия для развития и эффективной эксплуатации БАС, в том числе:
спектр спроса на авиационные перевозки и авиационные работы в Архангельской области является достаточно широким и охватывает задачи от мониторинга лесных пожаров и наземной инфраструктуры топливно-энергетического комплекса до доставки грузов в труднодоступные населенные пункты Архангельской области;
в Архангельской области развита и системно функционирует маршрутная сеть местных авиалиний, что значительно упрощает весь спектр инфраструктурных, кадровых, маркетинговых и организационных задач;
образовательный и научно-технический потенциал Архангельской области позволяет решать задачи кадровой потребности и развития перспективных технологий;
наличие в Архангельской области территорий с низкой плотностью населения и отсутствием наземной инфраструктуры позволяет безопасно осуществлять авиационные эксперименты любого уровня сложности, в том числе с применением экспериментального правового режима.
Архангельская область имеет все предпосылки и может стать одним из основных субъектов Российской Федерации по испытанию и адаптации БАС в северных и арктических климатических условиях.
1. Транспортная инфраструктура
На территории Архангельской области функционируют три аэродрома и 19 посадочных площадок, шесть из которых имеют искусственные взлетно-посадочные полосы, остальные являются грунтовыми.
Основным аэропортом области является международный аэропорт Архангельск имени Ф.А.Абрамова. За 2020 год перевезено 644,7 тыс. пассажиров, за 2021 год - 1066,4 тыс. пассажиров, за 2022 год - 1095,7 тыс. пассажиров.
Акционерное общество "2-й Архангельский объединенный авиаотряд" (далее - АО "2-й Архангельский ОАО") является основным перевозчиком, осуществляющим социально значимые воздушные перевозки на местных воздушных линиях Архангельской области.
На территории Архангельской области на местных воздушных линиях осуществляются авиаперевозки пассажиров, почты, грузов на аэродромы и посадочные площадки Архангельской области по 26 социально значимым маршрутам в пяти муниципальных образованиях Архангельской области (Приморский, Мезенский, Лешуконский и Котласский муниципальные округа и Вельский муниципальный район).
В зависимости от типа беспилотного воздушного судна необходимо развитие определенной наземной инфраструктуры для БАС в Архангельской области, в том числе строительство или реконструкция 12 посадочных площадок для выполнения полетов беспилотных воздушных судов на основании типовых проектных решений.
Наземная инфраструктура для БАС будет включать в себя:
посадочную площадку для определенных видов БАС;
посадочную платформу для определенных видов БАС;
зарядную станцию;
здания (сооружения) для хранения БАС;