Государственная программа Ростовской области "Обеспечение качественными жилищно-коммунальными услугами населения Ростовской области" (далее также - государственная программа) определяет цели и основные приоритеты в сфере жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одной из основных составляющих экономики, охватывающих многоотраслевой производственно-технический комплекс, обеспечивающих население жизненно важными услугами, определяющими качество жизни населения, в том числе такие как жилищные условия и коммунальное обслуживание.
Важными компонентами улучшения качества жизни граждан являются, в том числе, повышение качества жилищно-коммунальных услуг, своевременное обновление и обеспечение жилищного фонда необходимой инфраструктурой.
Система теплоснабжения Ростовской области состоит из 646 локальных систем теплоснабжения и 82 обслуживающих предприятий. Общая протяженность тепловых сетей составляет около 4,7 тыс. километров.
В системах водоснабжения и водоотведения действует около 480 насосных станций водопровода, около 90 очистных сооружений водопровода, около 230 канализационных насосных станций, более 40 очистных сооружений канализации. Протяженность сетей водоснабжения, по данным Федеральной службы государственной статистики, составляет около 23,7 тыс. километров, сетей водоотведения - около 5,2 тыс. километров.
Актуальной остается проблема ветшания объектов коммунального хозяйства. Более 46 процентов линейных объектов нуждаются в обновлении, ежегодно около 7 процентов сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения признаются аварийными, при этом обновляется не более 1,2 процента.
В большинстве населенных пунктов региона (за исключением г. Ростова-на-Дону, где уже осуществлен полный переход к обеззараживанию воды гипохлоритом натрия и ультрафиолетом) по-прежнему применяются устаревшие технологии очистки и обеззараживания питьевой воды, в частности, в качестве обеззараживающего реагента преимущественно используется жидкий хлор, характеризующийся высоким уровнем токсичности.
На территории Ростовской области в сфере жилищно-коммунального хозяйства заключено 75 концессионных соглашений, из них: 50 концессионных соглашений в сфере водоснабжения и водоотведения, 25 концессионных соглашений в сфере теплоснабжения.
Несмотря развитие государственно-частного партнерства сохраняется низкая инвестиционная привлекательность сферы ЖКХ, которая в целом обусловлена, в первую очередь, высокой капиталоемкостью модернизации коммунальной инфраструктуры, долгим сроком окупаемости вложений, ограниченным сроком долгосрочных тарифов, а также высокими рисками.
Для ускорения роста инвестиций в сферу ЖКХ в России на федеральном уровне проводится работа по совершенствованию нормативной базы, направленной на создание институциональных условий для привлечения частных инвестиций в ЖКХ. В частности, совершенствуется концессионная нормативная база - на сегодняшний день принято более 30 соответствующих нормативных правовых актов. Кроме того, законодательство Российской Федерации о концессионных соглашениях усовершенствовано таким образом, что все концессионные соглашения должны предусматривать целевые показатели для инвесторов. Таким образом, передача коммунальных объектов в концессию позволит решить сразу 2 глобальные задачи - обеспечить население качественными коммунальными услугами, не повышая их стоимость, и реализовать экономический потенциал коммунальной сферы.
Развитие жилищной сферы является приоритетным направлением социально-экономического развития Ростовской области.
В Ростовской области, согласно данным статистической отчетности по форме N 22-ЖКХ (реформа) "Сведения о структурных преобразованиях и организационных мероприятиях в сфере жилищно-коммунального хозяйства" (далее - 22-ЖКХ), насчитывается более 20 тыс. многоквартирных домов общей площадью около 61 млн кв. метров. В региональную программу капитального ремонта включено 18,6 тыс. многоквартирных домов общей площадью 60,2 млн кв. метров, в которых проживают 1,9 млн человек.
Важную роль в улучшении жилищных условий населения играет своевременность и масштабность проведения капитального ремонта многоквартирных домов.
В структуре жилищного фонда существенный объем занимает жилье, нуждающееся в ремонте крыш и фасадов, замене лифтового оборудования, отработавшего нормативный срок службы, усилении грунтов оснований фундаментов и несущих конструкций, замене внутридомовых инженерных коммуникаций.