Реализация стратегии предполагает минимизацию действия факторов внешней среды, преодоление существующих ограничений развития, разрешение ключевых проблем внутренней среды.
Первая группа проблем связана с общим состоянием экономики России, с нестабильностью цен на сырьевые ресурсы и усилением международной конкуренции в сырьевых отраслях, с попытками федеральных и региональных структур переключить на себя налоговые поступления в связи с кризисными проявлениями и необходимостью регулировать дефицитность собственных бюджетов.
Главным механизмом сглаживания данной проблемы является:
диверсификация производительных сил на базе местных ресурсов, развитие среднего бизнеса, в том числе с использованием ресурсов, не включенных в экономику города;
повышение роли институциональных инвесторов, повышение эффективности, включая сокращение издержек важнейших трансакционных отраслей (банковские, страховые, инфраструктурные организации, организации отраслей информатизации и связи).
Воздействие факторов мировой экономики на благополучие города зависит от эффективности и результативности деятельности федеральных органов государственной власти и проводимой ими политики.
Вторая группа проблем связана с тем, что город Оренбург не входит в систему городов России как центр развития энергетической, машиностроительной, транспортной или телекоммуникационной инфраструктур, опережающего производственно-технологического развития, территориально-отраслевых кластерных образований и активизации инновационной деятельности. Эта проблема не может быть разрешена простыми решениями - реконструкцией аэропорта и воздушного сообщения Оренбурга или улучшением качества автомобильных дорог, соединяющих Оренбург с городами Центральной России, Уралом, Сибирью и Казахстаном. При определенных обстоятельствах это приведет не к развитию экономики Оренбурга, а к созданию условий для эксплуатации его территории и оттоку капитала. В противовес этому в экономике города должно произойти формирование необходимых условий для "связывания" капитала и создание ключевых компетенций в бизнесе, ориентированном на городскую инфраструктуру - на город. Немаловажную роль в нейтрализации действия данной группы факторов играют органы государственной власти области и реализуемые ими политики в рамках выбранной стратегии развития Оренбургской области.
Третья группа проблем связана с потерей в предшествующий период ключевых факторов, формирующих сравнительные преимущества и базу конкурентоспособности. Современная экономика города характеризуется низкой долей производства с высоким уровнем добавленной стоимости, малоэффективными технологиями базовых отраслей, сравнительно слабыми позициями предприятий в развитии "экономики знаний".
В результате возникают тенденции к обесценению ресурсов, включая человеческий капитал, в отношении внешней среды. Подобное положение требует проведения серьезных изменений в ценностных предпосылках управления городом, структуре экономики и ведения домашних хозяйств, принципах формирования культуры городской среды и развития предпринимательства, восприятии жителями своего города.
Анализ стратегического положения города показывает основные факторы, сдерживающие его социально-экономическое развитие:
сложившаяся логистическая сеть не соответствуют требованиям обеспечения эффективности крупной логистики;
город не обладает значимыми конкурентными возможностями в финансовой сфере, в том числе в связи с недостаточным развитием рыночной инфраструктуры, финансовой грамотностью населения;
недостаточная ориентация системы образования города на обеспечение эффективности создания и использования человеческого ресурса, что приводит к тому, что у большой части молодых людей складывается мнение о сложности получения необходимого и желаемого уровня дохода от будущей экономической деятельности;
достигнутый уровень доходности в малом бизнесе, ориентированном на домашние хозяйства города, не обеспечивает необходимые накопления финансового капитала внутри экономики города, становления среднего бизнеса, адекватной реакции на изменения в экономической среде.