Степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов. Присутствие города в системе евроазиатских товарных и финансовых обменов на данном этапе осуществляется преимущественно в сфере добычи и поставки сырья.
Исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития страны и ее ориентация на модернизацию экономики, ее инновационную направленность дает дополнительный стимул для развития альтернативных секторов экономики города.
Географическое расположение Оренбурга затрудняет формирование коридоров развития в северном и восточном направлении, в отношении которых город скорее представляет транзитный коридор. Перспективы расширения зон экономического влияния связаны с "южным направлением развития" в рамках международного транспортного коридора "Европа - Западный Китай". Город располагает серьезным потенциалом и возможностями для формирования соответствующей инфраструктуры, в том числе современного логистического центра.
Перспективным является экономическое сотрудничество Оренбурга и Казахстана и стран средней Азии: Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия в рамках поставки промышленной и сельскохозяйственной продукции, организация совместных производств, инвестиционное и экологическое сотрудничество.
Достаточно трудно определить исключительные преимущества города относительно схожих городов Приволжского федерального округа, Оренбург не входит в число экономических лидеров в рамках федерального округа. Уровень жизни населения в сопоставимых оценках в сравнении с административными центрами субъектов Федерации Приволжского федерального округа (14 городов) в среднем позиционируется на 6 - 7 месте. Так, в 2022 году Оренбургская область по размеру заработной платы находилась на 7 месте, по среднедушевому доходу - на 10 месте.
Долгосрочное экономическое развитие города Оренбурга будет связано, прежде всего, с инновационной экономикой, основанной на интеграции научно-технического, человеческого потенциала и среднего бизнеса.