Действующий

О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 482-пр "О государственной программе Хабаровского края "Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае"



1. Оценка текущего состояния развития гражданского общества в Хабаровском крае


Согласно Конституции Российская Федерация представляет собой демократическое социальное государство, политика которого направлена на гарантию прав и свобод человека и гражданина, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, поддержку гражданского мира и согласия в стране, защиту культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации, сохранение этнокультурного и языкового многообразия, поддержку институтов гражданского общества и обеспечение их участия в выработке и проведении государственной политики.


Становление и развитие институтов гражданского общества в Хабаровском крае (далее также - край) невозможно без учета историко-культурного наследия края, традиций и культурных достижений всех российских национальностей, проживающих на территории края, на основе которых формируется общероссийская идентичность и целостность российской нации.


В настоящее время в крае проживают представители более 140 национальностей. Особый этнографический ареал, более 23 тыс. человек, образуют коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России, сохраняющие свои национальные культурные ценности и традиции. На межнациональные отношения в крае также определенное влияние оказывает миграция населения. Ежегодно в край мигрирует значительное число иностранных граждан как из стран дальнего зарубежья, так и из стран - участников Содружества Независимых Государств.


Кроме того, неотъемлемой частью гражданского общества в крае является исторически сложившаяся социокультурная общность казаков. Процесс развития современного российского казачества в крае представляет собой взаимосвязанную деятельность объединений потомственных казаков, органов государственной власти края, органов местного самоуправления муниципальных образований края (далее также - органы местного самоуправления), направленную на преобразование казачьей социальной общности в институт гражданского общества, способный выполнять отдельные государственные задачи.


В целях получения объективной информации о происходящих в обществе процессах важным является проведение социологических исследований для изучения общественного мнения по вопросам развития в крае гражданского общества и общественно-политических институтов, социально-политической ситуации в крае, социального самочувствия жителей края и их отношения к деятельности исполнительных органов края и органов местного самоуправления. Полученные в ходе таких исследований данные позволяют выявлять актуальные проблемы населения края и оперативно принимать соответствующие управленческие решения.


На территории края ежегодно проводится мониторинг состояния межнациональных и межэтнических отношений, который позволяет оценить не только такие ключевые показатели, как "доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в крае", "доля граждан, подтверждающих отсутствие в свой адрес дискриминации", "уровень общероссийской гражданской идентичности населения края", но и выявить основные проблемы и дать оценку взаимоотношениям коренного населения края и мигрантов.


В 2023 году Фондом "Краевой центр развития гражданских инициатив и социально ориентированных некоммерческих организаций" было проведено очередное мониторинговое исследование среди жителей края в возрасте старше 18 лет (около 3,4 тыс. человек) (далее - участники опроса).


По результатам исследования самыми важными проблемами для участников опроса (в сумме вариантов ответа "представляют очень большую проблему" и "довольно большую проблему") стали: материальное положение, заработки (52,9%), благоустройство дворов, улиц (52,5%), жилищная проблема (48,2%). Проблема взаимоотношений между коренным населением края и мигрантами заняла только пятое место в рейтинге проблем (47,2%).


В целом большинство участников опроса (63,7%) положительно оценили состояние межнациональных отношений в крае, более половины участников опроса (69,0%) не испытывают негативного отношения к мигрантам, прибывающим в край на заработки, и в подавляющем большинстве участники опроса ответили отрицательно о наличии дискриминации по признакам национальности и языка (81,5%), религии (82,6%).


Что касается отношений между людьми различных вероисповеданий, то большинство участников опроса (60,3%) оценили эти отношения как доброжелательные, нормальные, бесконфликтные. Только пятая часть участников опроса (21,3%) оценили межконфессиональные отношения в крае как напряженные и конфликтные.


Следует отметить, что для участников опроса первична возрастная идентичность (с людьми, принадлежащими к их поколению, - 90,8%), вторична профессиональная идентичность (с людьми той же профессии, рода занятий - 86,8%) и уже на третьем и четвертом местах общероссийская идентичность (со всеми гражданами страны - 75,0%) и региональная идентичность (с жителями края - 74,0%).


Анализ приведенных данных позволяет выявить ключевые проблемы для края в сфере межнациональных отношений:


- слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность);


- недостаточный уровень знаний в области этнографии и религии;