ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 января 2024 года N 10


Об утверждении государственной программы "Формирование современной городской среды и модернизация систем коммунальной инфраструктуры Республики Башкортостан"



В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 октября 2023 года N 618 "О Порядке разработки и реализации государственных программ Республики Башкортостан", а также в целях повышения качества городской среды и предоставляемых жилищно-коммунальных услуг в Республике Башкортостан Правительство Республики Башкортостан постановляет:


1. Утвердить прилагаемые:


государственную программу "Формирование современной городской среды и модернизация систем коммунальной инфраструктуры Республики Башкортостан" (далее - Программа);


перечень решений Правительства Республики Башкортостан, признанных утратившими силу.


2. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принять участие в реализации мероприятий Программы, предусмотрев разработку аналогичных программ (подпрограмм).


3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан Марзаева А.В.


4. Настоящее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.



Премьер-министр
Правительства
Республики Башкортостан
А.Г.НАЗАРОВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Башкортостан
от 24 января 2024 г. N 10



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ И МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН"



Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы "Формирование современной городской среды и модернизация систем коммунальной инфраструктуры Республики Башкортостан"



1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


Основными компонентами благополучной жизни общества остаются высокое качество городской среды и повышение благоустроенности жилищного фонда, а также предоставление качественных коммунальных услуг с учетом снижения износа коммунальной инфраструктуры. В связи с чем формирование современных подходов к обеспечению благоустройства территории населенных пунктов республики и модернизации систем коммунальной инфраструктуры является приоритетным направлением социально-экономического развития региона.


Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Башкортостан (далее - ЖКХ) представляет собой крупный многоотраслевой комплекс, в котором занято более 27 тыс. человек; 830 организаций обеспечивают теплом, водой, газом, электроэнергией и другими видами жилищно-коммунальных услуг более 18,5 тыс. многоквартирных домов (далее - МКД), десятки тысяч объектов инфраструктуры и промышленных производств. Ежегодный объем оказываемых услуг превышает 39,2 млрд. рублей.


С 2017 года в республике реализуются мероприятия федерального проекта "Формирование комфортной городской среды". По объему финансового обеспечения проекта за 2020 - 2022 годы Республика Башкортостан заняла 3-е место среди субъектов Российской Федерации после Московской и Свердловской областей.


За 2020 - 2022 годы во всех городах и селах региона благоустроено 375 общественных территорий (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (в 2020 году - 103 территории, в 2021 году - 146 территорий, в 2022 году - 126 территорий). В основном на объектах проводятся озеленение, асфальтирование, установка малых архитектурных форм, освещение, в том числе с применением цифровых технологий. Также создаются современные спортивные площадки, скверы, комфортные пешеходные инфраструктуры. Как правило, это небольшие, но востребованные объекты, выбранные жителями по итогам голосования.


Кроме этого, при участии федерального финансирования в качестве поддержки социально-экономического развития малых городов с 2020 года реализуются проекты - победители Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Победителями конкурса за весь период его проведения стали 22 проекта (в 2020 году - 8 проектов, в 2021 году - 8 проектов, в 2022 году - 6 проектов).


Все проекты благоустройства осуществляются с учетом мнения жителей населенных пунктов республики, в том числе путем участия населения в электронном голосовании. Так, в 2021 году в первом Всероссийском голосовании по выбору общественных территорий, подлежащих благоустройству, приняли участие 16,6% жителей республики в возрасте старше 14 лет, в 2022 году - 30%.


Оценить текущее состояние городской среды, создать ориентиры для ее изменения, отследить соответствующую динамику позволяет индекс качества городской среды. Так, по итогам 2022 года этот индекс по Республике Башкортостан составил 199 баллов, что на 16 баллов выше по сравнению с 2020 годом.


Сегодня в республике 16 городов с благоприятной городской средой, это 76,2% всех городов республики. Город Уфа занимает 6-е место среди 15 городов-миллионников в Российской Федерации.


Для создания безопасных и комфортных условий проживания граждан и поддержания механизмов инициативного бюджетирования с 2019 года реализуется программа комплексного благоустройства дворовых территорий "Башкирские дворики" при участии населения. Программа включает в себя весь перечень работ по благоустройству - от асфальтирования и установки детских игровых площадок на безопасном резиновом покрытии до монтажа систем видеонаблюдения. За 2020 - 2022 годы благоустроено 720 дворовых территорий, в том числе в 2020 году - 380 территорий, в 2021 году - 140 территорий, в 2022 году - 200 территорий.


Вопросы уличного освещения остаются одними из самых волнующих для жителей республики. В целях обеспечения безопасности дорожного движения, подходов к школам и социальным объектам, снижения криминогенной обстановки требуется возобновить реализацию мероприятий по улучшению систем наружного освещения населенных пунктов республики, предусматривающих замену старых натриевых и ртутных ламп на современные светодиодные, отличающиеся высокой светоотдачей, долговечностью и неприхотливостью, а главное - экономичностью. Модернизации систем уличного освещения также способствует заключение энергосервисных контрактов, в рамках которых подрядчик проводит работы на свои средства, а оплату получает за счет экономии электроэнергии. В целом, реализация мероприятий по улучшению систем наружного освещения позволит увеличить освещенность улиц и проездов с 72% в 2020 году до 74% к 2024 году.


Немаловажное значение при формировании комфортной городской среды имеет обеспеченность муниципальных образований Республики Башкортостан специализированной техникой. В этих целях регулярно обновляется парк коммунальной техники. Так, в 2022 году было закуплено 239 единиц техники, что позволило увеличить коммунальный автопарк республики до 1878 единиц.


В целях поддержки инициативы жителей, принимающих активное участие в содержании жилищного фонда и придомовой территории, а также повышения активности органов местного самоуправления Республики Башкортостан проводятся республиканские конкурсы: "Лучший объект по содержанию многоквартирных домов и благоустройству придомовых территорий", "Лучший новогодний городок", республиканский этап Всероссийского конкурса "Лучшая муниципальная практика". Количество заявок, направляемых для участия в конкурсах, ежегодно растет, что свидетельствует о заинтересованности населения и администраций населенных пунктов в повышении качества жизни.


Одним из ключевых направлений создания комфортной и безопасной среды проживания граждан является своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в МКД. В Республике Башкортостан с 2014 года функционирует региональная система капитального ремонта общего имущества в МКД. Капитальный ремонт МКД осуществляется за счет взносов собственников помещений и средств государственной поддержки.


За период действия региональной системы капитального ремонта выполнены работы по капитальному ремонту свыше 7,0 тыс. МКД, или более 10 тыс. видов работ, в том числе: в 2020 году - 890 видов работ в 799 МКД, в 2021 году - 881 вид работ в 834 МКД, в 2022 году - 810 видов работ в 774 МКД. Жилищные условия улучшили 1,4 млн. граждан.


По итогам 2022 доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, включая одновременное оборудование жилых домов водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением, газом или электрическими плитами, составила 70,6% (в 2020 году - 69,5%, в 2021 году - 69,4%).


Начиная с 2019 года в республике реализуются мероприятия по комплексному ремонту подъездов МКД. С 2020 по 2022 год в республике выполнен комплексный ремонт 3412 подъездов, в том числе: в 2020 году - 2180 подъездов, в 2021 году - 312 подъездов, в 2022 году - 920 подъездов.


Механизм прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, в решении вопросов в сфере ЖКХ позволяет реализовать интересы на уровне отдельного дома, обеспечить его надлежащую эксплуатацию в рамках выбранного способа управления. Создание совета МКД позволяет осуществить контроль за обоснованностью и целевым использованием финансовых средств по управлению и содержанию жилого помещения. В 2022 году количество действующих советов МКД составило 12323 единицы (в 2020 году - 11965 единиц, в 2021 году - 12124 единицы).


В то же время оснащение МКД общедомовыми приборами учета (далее - ОДПУ) используемых ресурсов ведет к обеспечению рационального использования поставляемых коммунальных ресурсов и, как ожидаемый результат, к снижению расходов граждан на оплату услуг. Так, количество оснащенных МКД в 2022 году ОДПУ тепловой энергии составило 10273 единицы (в 2020 году - 9665 единиц, в 2021 году - 9964 единицы); ОДПУ электрической энергии - 13387 единиц (в 2020 году - 13108 единиц, в 2021 году - 13292 единицы); ОДПУ холодного водоснабжения - 8143 единицы (в 2020 году - 7661 единица, в 2021 году - 7898 единиц); ОДПУ горячего водоснабжения - 4857 единиц (в 2020 году - 4570 единиц, в 2021 году - 4711 единиц).


Управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общедомового имущества, решение вопросов пользования им и предоставления коммунальных услуг. Согласно статистическим данным, по республике на один проверенный МКД в среднем приходится 3,4 факта нарушений требований законодательства в сфере ЖКХ.


Региональный государственный жилищный контроль (надзор), региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению МКД в республике осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее - Госкомитет РБ).


Анализ поступающих обращений граждан свидетельствует о многочисленных нарушениях технической эксплуатации жилищного фонда, предоставления коммунальных услуг, начисления платы, при выборе управляющей компании, а также о необходимости усиления государственного жилищного надзора за состоянием отрасли. Так, за 2020 - 2022 годы в Госкомитет РБ поступило 62,28 тыс. обращений (в 2020 году - 19,13 тыс. обращений, в 2021 году - 24,46 тыс. обращений, в 2022 году - 18,69 тыс. обращений), из которых:


26% - по вопросам, связанным с начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги;


74% - по вопросам, связанным с управлением жилищным фондом.


По результатам выявленных нарушений выдаются соответствующие предписания с указанием разумных сроков устранения выявленных нарушений и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) и выносятся постановления о назначении административных штрафов.


В республике актуальной остается проблема ветшания коммунальных объектов. В настоящее время коммунальный комплекс Республики Башкортостан включает более 420 водозаборов и 17,31 тыс. км водопроводных сетей, 79 очистных сооружений канализации, 293 канализационных насосных станции и 3,85 тыс. км канализационных сетей, 1,7 тыс. котельных и 3,94 тыс. км сетей теплоснабжения.


Более 36% линейных объектов водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения нуждаются в замене (9,06 из 25,1 тыс. км сетей): 16% сетей теплоснабжения (0,64 тыс. км); 39% водопроводных сетей (6,74 тыс. км); 43% сетей канализации (1,68 тыс. км).


Высокий износ коммунальной инфраструктуры республики является основным фактором, влияющим на объем потерь ресурсов в сетях, а также основной причиной их аварийности. В целом, по республике значение данного показателя составляет 54,2%, в том числе объектов теплоснабжения - 44,6%, водоснабжения - 63,7%, водоотведения - 63,9%.


В целях снижения аварийности коммунальной инфраструктуры в республике реализуется ряд мероприятий, в том числе с привлечением средств федерального бюджета, средств публично-правовой компании "Фонд развития территорий", Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ), а также частных инвестиций.


Для улучшения качества питьевого водоснабжения Республика Башкортостан с 2019 года участвует в федеральном проекте "Чистая вода". По объему привлеченных федеральных средств республика находится на 1-м месте среди субъектов Приволжского федерального округа и на 8-м месте по России.


Цель реализации проекта - к концу 2024 года обеспечить качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения 90,9% жителей региона (в 2020 году обеспечено 87,8%, в 2021 году - 88,1%, в 2022 году - 88,9%). Всего за период действия проекта намечено строительство 23 объектов питьевого водоснабжения. За 2020 - 2022 годы построены и введены в эксплуатацию 8 объектов водоснабжения: в г. Давлеканово, г. Стерлитамаке, Благоварском, Дюртюлинском, Краснокамском, Уфимском и Чекмагушевском районах Республики Башкортостан (в 2021 году - 4 объекта, в 2022 году - 4 объекта).


На территориях сельских поселений республики основным элементом системы водопроводно-коммунального хозяйства остаются водонапорные башни, которые нуждаются в капитальном ремонте и поддержке. В связи с этим с 2021 года реализуются мероприятия по капитальному ремонту и замене этих башен. Так, в 2021 году капитально отремонтировали 51 водонапорную башню, в 2022 году - 47.


Ежегодно в рамках республиканской адресной инвестиционной программы выделяются средства бюджета Республики Башкортостан на проектирование, строительство и реконструкцию объектов коммунального назначения. За 2020 - 2022 годы закончены строительством и введены в эксплуатацию 10 коммунальных объектов, в том числе очистные сооружения канализации в Абзелиловском, Иглинском, Ишимбайском, Кугарчинском, Куюргазинском, Хайбуллинском районах, объекты водоснабжения в г. Уфе, котельные в Кушнаренковском районе и г. Уфе.


Одной из основных задач в сфере ЖКХ в условиях недостаточности бюджетных средств является создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций, а также средств из иных внебюджетных источников в целях модернизации и повышения энергоэффективности объектов коммунального хозяйства.


Изношенность основных фондов, обуславливающая высокие эксплуатационные затраты и потери коммунальных ресурсов, приводит к тому, что практически все финансовые ресурсы организаций ЖКХ расходуются на покрытие текущих затрат в ущерб разработке и реализации инвестиционных программ. Вопрос привлечения внебюджетных средств финансирования инвестиционной деятельности организаций ЖКХ особенно остро встает в свете проводимой реформы ЖКХ, подразумевающей постепенный отказ от государственных дотаций и переход указанной сферы на рыночные отношения.


В качестве одного из важнейших механизмов привлечения частного капитала выступает государственно-частное партнерство, в рамках которого модернизация систем коммунальной инфраструктуры осуществляется на условиях концессионных соглашений. По итогам 2022 года в Республике Башкортостан в отношении коммунальных объектов заключено 24 концессионных соглашения с общим объемом инвестиций 5,5 млрд. рублей. Замещение бюджетного финансирования средствами внебюджетных источников в республике успешно осуществляется путем реализации механизмов в рамках федерального проекта "Инфраструктурное меню".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»