ПРАВИТЕЛЬСТВО АЛТАЙСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 10 марта 2023 года N 85-р


Об утверждении модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемой в Алтайском крае



В целях реализации приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2022 N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе", а также пункта 1.1 плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, в соответствии с целями и задачами, предусмотренными Типовой моделью системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Алтайского края в 2023 году, утвержденного распоряжением Правительства Алтайского края от 05.12.2019 N 437-р:


1. Утвердить модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемую в Алтайском крае (далее - "модель системы долговременного ухода").


2. Ключевые показатели, отражающие результаты внедрения модели системы долговременного ухода, устанавливаются в соответствии с заключенным между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Алтайского края соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Алтайского края в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации регионального проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании.


3. Контроль качества предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в уходе, социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, осуществляется в соответствии:


со статьей 23.1 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";


с положением о региональном координационном центре, положением о территориальном координационном центре, утверждаемыми Министерством социальной защиты Алтайского края.


4. Мониторинг функционирования системы долговременного ухода осуществляется в соответствии с пунктом 16.2 модели системы долговременного ухода и указанными положениями о региональном и территориальном координационных центрах.


5. Министерству социальной защиты Алтайского края (Оськина Н.В.), Министерству здравоохранения Алтайского края (Попов Д.В.) обеспечить реализацию модели системы долговременного ухода.


6. Координацию деятельности исполнительных органов Алтайского края по реализации модели системы долговременного ухода возложить на заместителя Председателя Правительства Алтайского края Степаненко И.Б.


7. Модель системы долговременного ухода регламентирует правоотношения, возникающие между участниками системы долговременного ухода, утвержденными распоряжением Правительства Алтайского края от 18.03.2020 N 90-р, и не регулирует (не изменяет, не прекращает) права граждан, нуждающихся в уходе.



Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО



Приложение
к Распоряжению
Правительства Алтайского края
от 10 марта 2023 г. N 85-р



МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА ЗА ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДАМИ, НУЖДАЮЩИМИСЯ В УХОДЕ, РЕАЛИЗУЕМАЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ



1. Основные положения


1.1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемая в Алтайском крае (далее соответственно - "модель", "система долговременного ухода", "граждане, нуждающиеся в уходе"), разработана в целях реализации регионального проекта "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Алтайский край)" национального проекта "Демография" в рамках мероприятия пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество.


Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.


1.2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется на основании федеральных законов от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 442-ФЗ"), от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Алтайского края.


1.3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона N 442-ФЗ.


1.4. Термины и понятия, применяемые в модели, используются в значении, определенном нормативными правовыми актами, указанными в п. 1.2 модели, а также приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2022 N 781 "О реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в 2023 году Типовой модели системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе" (далее - "приказ Минтруда России N 781").


1.5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона N 442-ФЗ, порядками предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Алтайском крае, утвержденными Министерством социальной защиты Алтайского края (Минсоцзащита Алтайского края) (далее - "порядки предоставления социальных услуг"), и моделью.



2. Цели и задачи внедрения системы долговременного ухода


2.1. Цели внедрения системы долговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержания их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющим уход.


2.2. Внедрение системы долговременного ухода осуществляется в соответствии с задачами, установленными приказом Минтруда России N 781.



3. Участники системы долговременного ухода


3.1. Участниками системы долговременного ухода являются:


1) уполномоченные органы - Минсоцзащита Алтайского края, Министерство здравоохранения Алтайского края;


2) организации, включенные в пилотный проект по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами в соответствии с распоряжением Правительства Алтайского края от 18.03.2020 N 90-р (далее - "организации");


3) иные участники, определенные приказом Минтруда России N 781.



4. Принципы работы в системе долговременного ухода


4.1. Деятельность уполномоченных органов и организаций в целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении принципов, утвержденных приказом Минтруда России N 781.



5. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, и включение их в систему долговременного ухода


5.1. Выявление граждан, нуждающихся в уходе, - процесс обработки информации о потенциальных получателях социальных услуг, поступившей поставщикам социальных услуг или в региональный или территориальный координационный центр посредством:


1) ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействия в рамках информационного обмена сведениями о гражданах, нуждающихся в уходе, выявленных:


при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;


при посещении гражданином участкового или иного врача, проведении диагностических исследований и лечебных процедур в медицинских организациях;


при взаимодействии с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, исполнительными органами Алтайского края, органами местного самоуправления;


2) обращения граждан, их законных представителей или иных лиц, действующих в их интересах, в том числе через федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)";


3) проведения опросов (анкетирования), поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и (или) муниципальным районам (округам) (далее - "управления социальной защиты населения"), органами местного самоуправления, поставщиками социальных услуг, общественными организациями, добровольческими (волонтерскими) организациями, добровольцами (волонтерами).


5.2. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в письменной или электронной форме заявление этого гражданина или его законного представителя о предоставлении социальных услуг, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений в управление социальной защиты населения, либо заявление или обращение, переданные в рамках межведомственного взаимодействия.


5.3. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и его включение в систему долговременного ухода предполагает проведение следующих мероприятий:


1) определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее также - "индивидуальная потребность"), с учетом структуры и степени ограничений его жизнедеятельности, состояния здоровья, особенностей поведения, предпочтений;


2) установление при определении индивидуальной потребности уровня нуждаемости в уходе;


3) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;


4) подбор гражданину, нуждающемуся в уходе, иных социальных услуг и социального сопровождения (с его согласия);


5) составление территориальным координационным центром проектов индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее - "индивидуальная программа") и дополнения к индивидуальной программе;


6) утверждение управлением социальной защиты населения индивидуальной программы и дополнения к индивидуальной программе.


5.4. Решение о предоставлении социального обслуживания и включении гражданина в систему долговременного ухода либо об отказе в предоставлении социального обслуживания и включении гражданина в систему долговременного ухода принимается в соответствии с порядками предоставления социальных услуг.



6. Определение индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу


6.1. Определение индивидуальной потребности осуществляется работниками территориального координационного центра (далее - "эксперт по оценке нуждаемости") с учетом сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия в системе долговременного ухода, в том числе в порядке информационного обмена.


Эксперт по оценке нуждаемости обязан соответствовать требованиям, утвержденным приказом Минтруда России N 781.


6.2. Определение индивидуальной потребности осуществляется в соответствии с рекомендациями по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, а также алгоритмом действий экспертов по оценке нуждаемости при определении индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, утверждаемыми Минсоцзащитой Алтайского края.


6.3. При определении индивидуальной потребности используется анкета-опросник по определению индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу (далее - "анкета-опросник"), форма которой утверждается Минсоцзащитой Алтайского края.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»