ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2024 года N 173
О внесении изменения в Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 N 697
Правительство Республики Хакасия постановляет:
Внести в Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года, утвержденный постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2019 N 697 ("Вестник Хакасии", 2020, N 6; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 05.02.2021, N 1900202102050002; 28.02.2022, N 1900202202280006; 02.03.2023, N 1900202303020002), изменение, изложив его в следующей редакции:
"ПРОГНОЗ долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года
1. Пояснительная записка
В соответствии с Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1218, и Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Хакасия на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.12.2015 N 736, разработан Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Республики Хакасия на период до 2036 года (далее - Прогноз).
Формирование вариантов Прогноза по видам экономической деятельности, секторам, сферам экономики и направлениям развития осуществлялось на основе анализа социально-экономического развития Республики Хакасия за 2017 - 2022 годы в соответствии со сценарными условиями, основными параметрами Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемыми изменениями цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов на период до 2036 года, с учетом прогноза социально-экономического развития на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов:
1 вариант - консервативный;
2 вариант - базовый (основной);
3 вариант - целевой.
При разработке Прогноза учтены национальные цели развития на период до 2030 года, установленные Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации N 474), а также показатели Долгосрочного бюджетного прогноза Республики Хакасия на период до 2036 года.
1.1. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Хакасия в 2017 - 2022 годах
В 2017 - 2022 годах в отраслях реального сектора экономики Республики Хакасия наблюдались разнонаправленные тенденции. В 2018 - 2021 годах рост наблюдался в промышленном производстве, в 2017 и 2022 годах, напротив, отмечалось снижение промышленного производства к уровню предыдущего года. В 2017 - 2019 и в 2021 годах отмечался уверенный рост объема розничной торговли, в 2020 году объем розничной торговли снизился до 98,6%, в 2022 году - до 90,2%. С отрицательной на положительную изменилась динамика по объему строительных работ в 2018 - 2022 годах, в 2017 году показатель был в области отрицательных значений. Одновременно отмечено в 2018 - 2019 и в 2021 - 2022 годах снижение объема производства в сельском хозяйстве, в 2020 году объем производства сельского хозяйства возрос до 101,7%. Объем инвестиций в основной капитал вырос в 2018 году по отношению к 2017 году и в 2021 году по отношению к 2020 году, а в 2019 - 2020 годах и 2022 году снизился. Сохранялся рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы.
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) в 2017 году составил 218,2 млрд рублей, в 2018 году - 242,3 млрд рублей, в 2019 году - 256,3 млрд рублей, в 2020 году - 266,2 млрд рублей, в 2021 году - 307,5 млрд рублей. Индекс физического объема в сопоставимых ценах к 2016 году вырос на 0,1%, к 2017 году - на 2,2%, к 2018 году - на 1,6%, к 2019 году - на 0,7%, к 2020 году - на 2,4%. По 2022 году ВРП оценивается в сумме 348,4 млрд рублей, при этом индекс физического объема снизился до 99,8%.
В 2017 году по сравнению с 2016 годом ВРП на душу населения вырос на 4,9% и сложился в сумме 405,8 тыс. рублей, в 2018 году - на 11,2% (451,4 тыс. рублей), в 2019 году - на 6,1% (478,9 тыс. рублей), в 2020 году - на 4,3% (499,3 тыс. рублей), в 2021 году - на 16,2% (580,0 тыс. рублей).
За период 2017 - 2022 годов среднегодовой темп роста ВРП составил 101,1%.
Основной вклад в формирование ВРП внесли добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха, торговля, деятельность по операциям с недвижимым имуществом, транспортировка и хранение.
Реализуемая в последние годы региональная политика по опережающему развитию промышленного производства, имеющего более высокую экономическую эффективность, позволила усилить роль промышленности в создании валовой добавленной стоимости.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами организаций Республики Хакасия вырос до 374,1 млрд рублей в 2022 году. Среднегодовой темп роста за шесть лет составил 102,5%.
В 2017 году наблюдалось небольшое снижение индекса промышленного производства до 99,3%, а в 2018 году зафиксирован пик роста промышленного производства до 107,5% к уровню 2017 года. В 2022 году в результате внешнего санкционного давления и сложной водохозяйственной обстановки, обусловленной аномальным маловодьем на водосборной площади Саяно-Шушенского водохранилища, индекс промышленного производства сократился до 92,1%.
Для предприятий Республики Хакасия достаточно сложным явился 2017 год: резко упал спрос на продукцию (как внутренний, так и внешний), реализовывалась умеренно жесткая кредитная политика отечественных банков, наблюдался недостаточный объем собственных финансовых средств организаций для проведения модернизации производства.
Одной из структурообразующих, динамично развивающихся отраслей промышленности Республики Хакасия является добыча полезных ископаемых. За шесть лет объем добычи угля вырос в 1,2 раза. Средний ежегодный рост индекса добычи полезных ископаемых за шесть лет составил 103,6%.
В структуре промышленного производства основную долю занимают обрабатывающие отрасли - 43,6%, в 2016 году их доля составляла 47,2%. В среднем объем производства с 2017 года по 2022 год ежегодно увеличивался на 6,1%.
В обрабатывающих отраслях промышленности с каждым годом большую значимость приобретают предприятия малого и среднего бизнеса, формирующие третью часть всего объема обрабатывающих производств.
Конкурентным преимуществом Республики Хакасия является ее энергообеспеченность и профицитность энергобаланса.
В анализируемый период в 2018, 2020 - 2021 годах зафиксировано увеличение объема производства электрической энергии, в 2017, 2019 и 2022 годах наблюдался спад из-за сезонного снижения водности Саяно-Шушенского водохранилища.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2022 году незначительно увеличился к уровню 2017 года и составил 18148,5 млн рублей. Производство продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств в 2017 и 2020 годах характеризовалось положительной динамикой, в период 2018 - 2019 годов и 2021 - 2022 годов - отрицательной динамикой.
В структуре производства продукции сельского хозяйства Республики Хакасия основную долю занимают хозяйства населения, при этом их доля снизилась с 63,1% до 54,7% в 2022 году. В то же время увеличился удельный вес продукции сельскохозяйственных организаций с 17,2% до 23,2% в 2022 году.
В сельском хозяйстве Республики Хакасия преобладающей отраслью является животноводство, на которое приходится более 60,0% произведенной сельскохозяйственной продукции.
За шесть лет в экономику региона вложено 223,6 млрд рублей инвестиций, при этом самый значительный объем зафиксирован в 2021 году - 49,9 млрд рублей. Наименьший объем капитальных вложений пришелся на 2017 год - 23,8 млрд рублей, что составило 82,7% к 2016 году. Снижение инвестиционных вложений в региональную экономику, по данным субъектов бизнеса, произошло из-за ограничений доступности кредитных ресурсов (международные санкции, в результате которых был ограничен доступ к ресурсам иностранных банков, повышенные требования, предъявляемые к заемщикам, умеренно жесткая кредитная политика отечественных банков), дефицита объемов собственных средств организаций для финансирования инвестиций. Кроме того, значительную роль сыграла неопределенность экономической ситуации в стране. При этом на снижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал в 2019 году повлияло сокращение капитальных затрат в транспортировке и хранении (на 68,3%) в результате крупных вложений в 2018 году в рамках инвестиционной программы ОАО "Российские железные дороги" (закупка 17 единиц новых локомотивов для обеспечения перевозки грузов на сумму более 5,4 млрд рублей).
С 2017 по 2022 год произошло увеличение доли объема инвестиций, направленных на здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель, с 25,3% до 37,8%.
В видовой структуре инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям) возросла доля в транспортировке и хранении (с 5,7% до 9,5%), деятельности в области информации и связи (с 5,5% до 15,7%).
В строительной сфере на протяжении 2017 - 2022 годов отмечалась неоднородная динамика: сокращение объемов работ в 2017 (индекс физического объема - 85,1%) и увеличение в 2018 году до 105,9%, в 2019 году - до 109,6%, в 2020 году - до 104,5%, в 2021 году - до 100,6%, в 2022 году - до 117,1%.
При этом противоположная ситуация наблюдалась с вводом в действие жилых домов. Наиболее низкий объем ввода в действие жилых домов зафиксирован в 2018 году (введено в эксплуатацию 188,2 тыс. м2, что ниже уровня 2017 года на 20,2%).
Снижение ввода жилья связано с тем, что в 2017 году вводились дома, строительство которых начиналось в острую фазу экономического кризиса 2015 года. В 2018 году застройщики достраивали предыдущие объекты и откладывали начало строительства новых.
Общая площадь жилых помещений в среднем на одного жителя выросла с 23,4 м2 в 2017 году до 27,5 м2 в 2022 году.
За шесть лет внешнеторговый оборот республики увеличился в 2,8 раза к уровню 2016 года, в том числе экспорт товаров - в 2,9 раза, импорт товаров - в 1,9 раза. Экспорт на протяжении данного периода стабильно превышал импорт более чем в пять раз.
Удельный вес Республики Хакасия во внешнеторговом обороте Сибирского федерального округа за шесть лет оставался стабильным и составлял 6,0%, в том числе в экспорте - 6,7%, в импорте - 3,7%.
Наиболее значимые участники внешнеэкономической деятельности в Республике Хакасия - крупнейшие региональные предприятия - экспортеры сырья, металлов и топливно-энергетических ресурсов (каменного угля): АО "РУСАЛ Саяногорский алюминиевый завод", АО "РУСАЛ САЯНАЛ", ООО "Сорский ферромолибденовый завод", АО "Русский Уголь", ООО "СУЭК-ХАКАСИЯ".
Развитие оборота розничной торговли в регионе характеризовалось в 2020 и 2022 годах отрицательной динамикой, в 2017 - 2019 и 2021 годах - положительной. В 2022 году оборот розничной торговли снизился к уровню 2021 года до 90,2% и составил 109,4 млрд рублей.
Объемы предоставления в республике платных услуг населению в течение шести лет росли. Суммарный объем платных услуг населению в сопоставимых ценах увеличился на 22,7% и составил в 2022 году 26,4 млрд рублей. Индекс физического объема платных услуг в 2022 году снизился до 107,4% (114,3% в 2021 году).
В период 2017 - 2022 годов в Республике Хакасия число малых и средних предприятий, включая микропредприятия, сократилось на 15,5% (872 предприятия) к уровню 2017 года и составило 4738 единиц. Оборот малых и средних предприятий, включая микропредприятия, в 2022 году составил 102,8 млрд рублей, увеличившись за шесть лет на 35,9 млрд рублей, или 53,7%.
С 2017 года среднедушевые денежные доходы выросли до 28,8 тыс. рублей. Рост денежных доходов населения обусловлен сохранением роста номинальной заработной платы, повышением доходов от собственности и предпринимательской деятельности, индексацией социальных выплат и пенсионных назначений.
По итогам 2022 года денежные доходы населения республики сложились в сумме 183,5 млрд рублей, расходы - 189,7 млрд рублей. В реальном выражении денежные доходы с 2017 по 2022 год демонстрировали разнонаправленную динамику: положительную в 2017 - 2018, 2021 годах, отрицательную - в 2019 и 2022 годах.
Основным доходом работающего населения республики по-прежнему остается заработная плата. Среднемесячная заработная плата в республике в 2022 году имела максимальный рост среди значений за шестилетний период (на 14,0% к аналогичному периоду прошлого года) и составила 54,5 тыс. рублей. Суммарное увеличение с 2017 года составило 54,3%.
Существенное увеличение темпов роста заработной платы связано в первую очередь с достижением соотношений, установленных указами Президента Российской Федерации в части повышения оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы. Дополнительным фактором роста заработной платы в 2018 году стала индексация оплаты труда с 01 января и с 01 мая, в 2022 году - увеличение минимального размера оплаты труда с 01 января и с 01 июля.
Важным социальным нормативом уровня жизни населения республики является величина прожиточного минимума. Прожиточный минимум в среднем за 2017 год увеличился на 1,4%, за 2018 - на 5,7%, за 2019 - на 11,1%, за 2020 - на 7,3%, за 2021 - на 0,7%, за 2022 - на 20,5% и составил 14198,0 рубля, суммарно за шесть лет вырос на 52,8%.
Уровень бедности населения республики с 2017 года сохраняется в пределах 18 - 19%. В 2021 году наблюдалось снижение до 17,9%, в 2022 году - увеличение до 18,1%.
Демографическая ситуация в Республике Хакасия в 2017 - 2021 годах характеризовалась снижением числа родившихся, разнонаправленной динамикой числа умерших: уменьшением смертности в 2017 - 2018 годах и ростом в 2020 - 2021 годах. В 2022 году отмечено снижение как рождаемости, так и смертности. Кроме того, за 2017 - 2022 годы наблюдалась и миграционная убыль населения.