Действующий

Об утверждении Концепции обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2024 - 2026 годы, Плана мероприятий по реализации Концепции обеспечения безопасности детей и подростков в Республике Коми на 2024 - 2026 годы



IV. Приоритетные направления деятельности по обеспечению комплексной безопасности детей и подростков в Республике Коми


Принятие настоящей Концепции позволит сконцентрировать усилия органов исполнительной власти Республики Коми на решении конкретных проблем безопасности и противодействия угрозам, получившим свое распространение на территории Республики Коми.


1. Одним из основных направлений в борьбе за информационную безопасность детей является просвещение родителей. По данным статистики, большая половина российских подростков знает о Всемирной сети "Интернет" и умеет работать в ней гораздо больше и лучше своих родителей. Уровень знаний родителей о программах и модулях по защите детей от негативной информации недостаточно высокий. Сегодня одна из главных задач родителей - ограничить доступ ребенка к компьютеру, ограничить время пребывания в сети "Интернет" и защитить от негативной информации, кибербуллинга (интернет-преследования), предотвратить вовлечение в деструктивные сетевые социальные группы. В настоящее время существует множество программ и служб, которые позволяют родителям (законным представителям) отслеживать, как ребенок использует компьютер: от фильтрации веб-содержимого и управления контактами электронной почты до ограничений на общение детей через сеть "Интернет". Цель таких средств - обеспечить безопасность ребенка в сети "Интернет". Существует множество программ по родительскому контролю. Некоторые функции родительского контроля предусмотрены в операционной системе. Поэтому перед средствами массовой информации в настоящий момент стоят задачи продолжить работу по контролю за пользованием детей сети "Интернет".


Анализ международного опыта показывает, что в мировой практике присутствуют 3 возможных варианта регулирования информационного потребления в целях обеспечения безопасности детей - государственное регулирование, саморегулирование медиа и сорегулирование медиа и государства. В каждой стране сделан выбор в пользу одного из 3 вариантов. Третий вариант имеет значительные преимущества перед первыми двумя вариантами, представляется наиболее эффективным и позволяет добиться желаемого успеха, если учитывает психолого-педагогические и художественно-культурные характеристики информационной продукции.


Учет психолого-педагогического и художественно-культурного аспектов при оценке содержания информационной продукции в контексте обеспечения информационной безопасности детей позволяет обеспечить личностное, морально-нравственное и культурное развитие детей - участников глобального информационного процесса.


Возрастно-психологический подход к оценке вредного воздействия информационной продукции на психическое развитие, здоровье и психологическое благополучие детей, который лег в основу Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", показал свою достаточно высокую эффективность.


Вместе с тем при возрастной маркировке информационной продукции необходимо учитывать, что ее основной задачей является не развернутая характеристика информационного продукта, а сигнализирование родителям о том, что он содержит информацию, которая может представлять угрозу для ребенка.


Для обеспечения информационной безопасности детей наряду с запретом информационной продукции, которая может причинить вред развитию и здоровью ребенка, и ограничением доступа к ресурсам, содержащим противоправный контент, государству и обществу необходимо содействовать созданию условий, обеспечивающих позитивную социализацию и индивидуализацию ребенка, его психологическое благополучие и позитивное мировосприятие, а также на постоянной основе проводить мероприятия, направленные на повышение уровня грамотности детей по вопросам информационной безопасности, формирование критической оценки получаемых сведений, и информационные кампании, направленные как на обеспечение информационной безопасности детей, так и на привлечение внимания родителей (законных представителей) к вопросам информационной безопасности.


В рамках Концепции будут реализованы меры, обеспечивающие наиболее эффективную и действенную защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, и предусмотренные перечнем региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции.


2. В рамках настоящей Концепции будет продолжена системная работа по пресечению распространения идеологии терроризма и экстремизма среди детей и молодежи во взаимодействии с правоохранительными органами.


На постоянной основе необходима реализация мероприятий республиканского, муниципального и институционального уровней по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, формированию стойкого неприятия обществом идеологии терроризма в различных ее проявлениях, участие в аналогичных и иных федеральных мероприятиях.


Необходимо повысить компетентность работников образовательных организаций по данному направлению деятельности. С этой целью будет организовано обучение 100% работников образовательных организаций, в чьи функциональные обязанности входит противодействие распространению идеологии терроризма.


3. Задача построения эффективной системы обеспечения безопасности на объектах социальной инфраструктуры должна решаться с учетом специфики объекта и вероятности возникновения тех или иных угроз путем поддержания безопасного состояния объекта в соответствии с нормативными требованиями, обнаружения возможных угроз, их предотвращения и ликвидации.


В период проведения детской оздоровительной кампании особое внимание всем заинтересованным сторонам необходимо уделить вопросу обеспечения комплексной безопасности детей, находящихся в детских оздоровительных организациях и при перевозке их к месту отдыха и обратно, соблюдению требований санитарных норм и правил, а также пожарной и антитеррористической безопасности.


Органам исполнительной власти Республики Коми, органам местного самоуправления в Республике Коми (в рамках полномочий), надзорным органам необходимо заблаговременно провести контрольные мероприятия, направленные на повышение уровня обеспечения безопасности отдыха и оздоровления детей в организациях отдыха детей и их оздоровления.