В целях обеспечения реализации государственной программы Ростовской области "Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами" Правительство Ростовской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Ростовской области от 17.10.2018 N 649 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами" изменение, изложив приложение N 1 к нему в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ростовской области - министра финансов Федотову Л.В.
Губернатор
Ростовской области
В.Ю.ГОЛУБЕВ
Постановление вносит
министерство финансов
Ростовской области
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ "УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ И СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ"
Эффективное, ответственное и прозрачное управление региональными финансами является базовым условием для повышения устойчивого экономического роста и, как следствие, уровня и качества жизни населения Ростовской области.
Оценивая состояние развития экономики и социальной сферы Ростовской области, можно констатировать развитие положительных тенденций в динамике основных финансовых показателей.
По итогам 2022 года доходы консолидированного бюджета Ростовской области исполнены в сумме 343082,6 млн рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы в сумме 249246,7 млн рублей с ростом к 2021 году на 31168,8 млн рублей, или на 14,3 процента.
Положительная динамика поступлений отмечена по бюджетообразующим доходным источникам:
налогу на прибыль организаций - на 1967,5 млн рублей, или на 3,4 процента;
налогу на доходы физических лиц - на 15435,9 млн рублей, или на 19,7 процента;
акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, - на 5143,1 млн рублей, или на 23,3 процента;
налогам на совокупный доход - на 4645,6 млн рублей, или на 21,8 процента;
налогу на имущество организаций - на 2505,8 млн рублей, или на 16,6 процента;
земельному налогу - на 274,2 млн рублей, или на 3,9 процента;
транспортному налогу - на 239,6 млн рублей, или на 6,1 процента;
налогу на имущество физических лиц - на 169,1 млн рублей, или на 15 процентов.
Плановый объем доходов консолидированного бюджета Ростовской области на 2023 год по состоянию на 1 сентября 2023 г. составляет 341595,8 млн рублей, в том числе по налоговым и неналоговым доходам - 257537,7 млн рублей с ростом к фактическому уровню 2022 года на 8291,0 млн рублей, или на 3,3 процента.
Исполнение расходов консолидированного бюджета Ростовской области в 2022 году составило 353771,2 млн рублей с ростом к уровню 2021 года на 61891,0 млн рублей, или на 21,2 процента.
Наибольший удельный вес в общем объеме расходов составили расходы на социальную политику - 27,2 процента (96101,3 млн рублей), образование - 26,0 процента (91957,8 млн рублей), поддержку национальной экономики - 14,6 процента (51545,4 млн рублей), жилищно-коммунальное хозяйство - 9,8 процента (34751,8 млн рублей), здравоохранение - 9,5 процента (33755,3 млн рублей).
Расходы консолидированного бюджета Ростовской области на 2023 год по состоянию на 1 сентября 2023 года запланированы в объеме 401696,5 млн рублей с ростом к фактическому уровню 2022 года на 47925,3 млн рублей, или 13,5 процента.
В 2022 году бюджетам муниципальных образований в Ростовской области передано межбюджетных трансфертов в сумме 161736,8 млн рублей с ростом к уровню прошлого года на 23,1 процента. Данные средства позволили осуществить финансирование первоочередных расходов в полном объеме, а также поддержать приоритетные направления социально-экономического развития муниципальных образований в Ростовской области.
Объем межбюджетных трансфертов, запланированный по состоянию на 1 сентября 2023 г. к предоставлению из областного бюджета бюджетам муниципальных образований в 2023 году, составляет 161826,1 млн рублей.
Областной бюджет в 2022 году исполнен с дефицитом в сумме 9270,2 млн рублей. Уровень дефицита областного бюджета не превышает предельных значений, установленных бюджетным законодательством.
В 2023 году областной бюджет по состоянию на 1 сентября 2023 года сформирован с дефицитом в сумме 47450,9 млн рублей.
По итогам 2022 года государственный долг Ростовской области составил 38113,1 млн рублей, или 19,7 процента от максимально возможной величины, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации. Аналогичный среднероссийский показатель за 2022 год составил 20,9 процента.
В 2022 году основным видом кредитных заимствований выступили бюджетные кредиты, привлекаемые из федерального бюджета.
В рамках социально-экономической инициативы Правительства Российской Федерации "Инфраструктурное меню" получены бюджетные кредиты для реализации инфраструктурных проектов Строительство автомобильной дороги "Западная хорда" и "Строительство канализационного коллектора N 62 в городе Ростове-на-Дону. II этап. Этап II.I и II.II." в объеме 6019,4 млн рублей.
За счет привлечения бюджетных кредитов исполнены обязательства областного и местных бюджетов перед банками по кредитным заимствованиям в общей сумме 4872,6 млн рублей.
Кроме того, Ростовской областью для обеспечения сбалансированности областного бюджета, в рамках необходимой потребности, привлечены банковские кредиты в размере 8400,0 млн рублей.
Одновременно погашены долговые обязательства по федеральным бюджетным кредитам в сумме 4510,1 млн рублей.
В 2023 году активное использование инструментов долговой политики продолжилось.
Для реализации инфраструктурных проектов привлечены бюджетные кредиты на сумму 14039,2 млн рублей.
Досрочно погашены обязательства по банковским кредитам в общей сумме 15765,4 млн рублей.
В результате по состоянию на 1 сентября 2023 г. объем долговых обязательств Ростовской области составил 42310,9 млн рублей.
По итогам оценки, проведенной Министерством финансов Российской Федерации, Ростовская область в 2022 году отнесена к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости.
На протяжении ряда лет ключевыми приоритетами в сфере управления государственными финансами на территории Ростовской области остаются достижение социальной стабильности и устойчивости бюджетной системы Ростовской области, а также опережающих темпов экономического развития, которые определены в следующих основных документах:
ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 07.05.2012 N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 26.12.2018 N 864;
основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ростовской области;
основных направлениях государственной долговой политики Ростовской области.
Исходя из приоритетов развития Ростовской области, сформированы цели государственной программы Ростовской области "Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами" (далее также - государственная программа):
ежегодное обеспечение сбалансированности областного бюджета за счет увеличения налоговых и неналоговых доходов, эффективности использования бюджетных средств;
выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований с увеличением объема предоставления местным бюджетам из областного бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований к концу 2030 г. на 47,5 процента к объему 2022 года;
увеличение объема поступлений в местные бюджеты доходов от переданных единых и дополнительных нормативов отчислений от отдельных налоговых и неналоговых доходов, поступающих в областной бюджет, к концу 2030 г. на 42,8 процента к показателю 2022 года.
Цели, задачи и основные мероприятия комплексов процессных мероприятий, входящих в состав государственной программы, направлены на достижение основных целей государственной программы по следующим направлениям:
обеспечение наполняемости консолидированного бюджета Ростовской области собственными доходами;
эффективное управление расходами;