В соответствии со статьей 18 Уставного закона Калининградской области от 12 октября 2011 года N 42 "О Правительстве Калининградской области" Правительство Калининградской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в государственную программу Калининградской области "Социальная поддержка населения", утвержденную постановлением Правительства Калининградской области от 29 декабря 2021 года N 899 (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Калининградской области от 29 марта 2022 года N 149, от 23 июня 2022 года N 327, от 23 декабря 2022 года N 684, от 22 марта 2023 года N 135, от 21 августа 2023 года N 386-п и от 14 декабря 2023 года N 580-п).
2. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Губернатор
Калининградской области
А.А. Алиханов
Изменения, которые вносятся в государственную программу Калининградской области "Социальная поддержка населения"
1. Указанную государственную программу изложить в следующей редакции:
"ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калининградской области "Социальная поддержка населения"
Раздел I. ПРИОРИТЕТЫ И ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Глава 1. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
1. Калининградская область - эксклавный и самый западный регион, не имеющий общих сухопутных границ с основной территорией Российской Федерации, что обуславливает особое развитие этого региона.
Основными направлениями, имеющими огромное влияние на социально-экономическое развитие Калининградской области, являются демография и миграция.
Проблемы демографии местного населения и миграционных потоков являются актуальными для Калининградской области по целому ряду причин. Одна из них связана с особенностью заселения территории Калининградской области и практически единовременным старением трудовых ресурсов с начала 90-х годов.
На начало 2023 года численность постоянного населения Калининградской области составила 1032343 человека, увеличившись за 2022 год на 4665 человек.
2. Одним из основных путей обеспечения потребности Калининградской области в рабочей силе для экономики Калининградской области становится привлечение трудовых ресурсов, в том числе квалифицированной рабочей силы, прежде всего при оказании содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа. Система государственных гарантий и мер дополнительной поддержки соотечественников направлена на стимулирование и оказание содействия их добровольному переселению в Калининградскую область, увеличение численности трудоспособного населения, что благотворно влияет на развитие экономического потенциала Калининградской области.
За период с 1 января 2023 года по 1 ноября 2023 года для постоянного проживания в Калининградскую область прибыли 754 человека (278 участников региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и 476 членов их семей). По итогам девяти месяцев 2022 года в Калининградскую область прибыли 1464 человека, а по итогам 2022 года - 1721 человек (624 участника региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и 1097 членов их семей).
3. По состоянию на 1 января 2022 года (за 12 месяцев 2021 года) численность участников региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, прибывших в Калининградскую область и поставленных на учет в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, составила 2794 человека.
Снижение численности желающих прибыть в Калининградскую область на постоянное место жительства в рамках реализации мероприятий региональной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обусловлено сложившейся геополитической обстановкой.
4. Вторая проблема связана с обособленностью рынка труда Калининградской области по отношению к территории Российской Федерации и ограниченностью собственного кадрового потенциала. Решение этой проблемы тесно связано с решением задачи по обеспечению трудовых прав граждан. Основу качества жизни населения составляет прежде всего обеспечение его трудоспособной части работой, влияющей на благосостояние всей семьи. Несмотря на стабильную ситуацию на региональном рынке труда, сохраняется недостаток трудовых ресурсов в основных сферах экономики.
Уровень регистрируемой безработицы в 2022 году составил 0,8% и в сравнении с 2021 годом (1%) снизился на 0,2%, в сравнении с 2020 годом (5,8%) - на 5%. В 2020 году в связи с введенными ограничительными мерами по нераспространению коронавирусной инфекции некоторые организации-работодатели, как и некоторые безработные граждане-соискатели, были вынуждены отказаться от участия в реализации мероприятий по трудоустройству. По состоянию на 1 июля 2023 года уровень регистрируемой безработицы в Калининградской области составил 0,7% (обратная динамика показателя считается положительной).
Уровень безработицы в Калининградской области (по методологии Международной организации труда) за 2022 год (3,2%) снизился на 1,4% в сравнении с 2021 годом (4,6%). По состоянию на 1 июля 2023 года значение показателя достигло 3% (обратная динамика показателя считается положительной).
5. Устойчивое развитие Калининградской области, создание динамично развивающейся, конкурентоспособной и сбалансированной экономики напрямую связано с обеспечением занятости населения преимущественно в секторах с высоким потенциалом устойчивого роста и уровнем производительности труда.
Обеспечение превентивных мер, направленных на улучшение условий труда работников, снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, включая обеспечение современными высокотехнологичными средствами индивидуальной и коллективной защиты, привело к снижению численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более в 2022 году - 236 человек, в 2021 году - 277 человек.
6. Возможными рисками демографического развития Калининградской области являются снижение численности лиц трудоспособного возраста. На 1 января 2023 года демографическая нагрузка на 1000 трудоспособных граждан составила 720 человек, на 1 января 2021 года - 749 человек, на 1 января 2020 года - 701 человек.
Реализация мероприятий активной политики занятости населения направлена на снижение напряженности на рынке труда Калининградской области, повышение занятости и доходов трудоспособного населения, включая профессиональное обучение и переподготовку, оплачиваемые общественные работы, временное трудоустройство несовершеннолетних и особо нуждающихся безработных граждан, предпенсионеров и инвалидов, содействие самозанятости безработных граждан, содействие занятости женщин, имеющих малолетних детей, повышение мобильности рабочей силы.
Гражданам, неспособным к активной занятости и нуждающимся в дополнительной государственной защите, предлагается развитая система социальной поддержки.
7. Другим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие Калининградской области, а в частности, - уровень жизни населения, является показатель "Уровень бедности", предусмотренный Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р.
По итогам 2022 года доля численности населения с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума) в общей численности населения Калининградской области составила 12,1%, что ниже на 1,3% значения показателя за 2021 год (13,4%) (обратная динамика показателя считается положительной). При этом абсолютные значения этого показателя - 124,7 тысячи человек и 136,5 тысячи человек соответственно.
Динамика показателя за период 2010-2022 годов представлена в таблице ниже.
Численность населения Калининградской области с денежными доходами ниже границы бедности (величины прожиточного минимума <1>)
________________
<1> В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 года N 2049 "Об утверждении Правил определения границ бедности в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, используемых в оценках показателя "Уровень бедности" в целом по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, и о внесении изменений в Федеральный план статистических работ", начиная с 1 января 2021 года, формируется показатель "Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности" (до 2020 года включительно - "Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума").
N п/п | Отчетный период, год | Показатель | |
тысяч человек | % к общей численности населения Калининградской области | ||
1 | 2010 | 116 | 12,7 |
2 | 2011 | 119,6 | 12,7 |
3 | 2012 | 102,6 | 10,8 |
4 | 2013 | 121,7 | 12,7 |
5 | 2014 | 119,1 | 12,4 |
6 | 2015 | 131,7 | 13,6 |
7 | 2016 | 138 | 14,1 |
8 | 2017 | 136,1 | 13,8 |
9 | 2018 | 135,8 | 13,6 |
10 | 2019 | 135,0 | 13,5 |
11 | 2020 | 136,5 | 13,5 |
12 | 2021 | 136,5 | 13,4 <2> |
13 | 2022 | 124,7 | 12,1 <2> |
________________
<2> Данные без учета итогов Всероссийской переписи населения 2020 года.
8. В целях повышения уровня жизни граждан - получателей мер социальной поддержки осуществляется предоставление социальных выплат - наиболее оперативной и действенной меры социальной защиты граждан. Используется принцип адресности при предоставлении социальных выплат, а именно учитывается среднедушевой доход семьи при предоставлении ежемесячных пособий семьям с детьми, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также ряда других выплат малообеспеченным гражданам и семьям с детьми.
Применение принципа адресности позволяет обеспечить наиболее эффективное использование бюджетных средств для помощи тем гражданам, которые наиболее в ней нуждаются: малообеспеченным пенсионерам, семьям с высокой иждивенческой нагрузкой, а также семьям с детьми-инвалидами.
В настоящее время получает распространение новый формат предоставления государственных услуг "Социальное казначейство" - меры социальной поддержки предоставляются проактивно (без заявления и сбора документов от граждан либо по одному заявлению). Например, материнский капитал, оплата больничного, назначение выплат по рождению и уходу за ребенком, социальная доплата к пенсии, установление и выплата пенсий, единое пособие на детей и беременных женщин, которое предоставляется семьям со среднедушевым доходом ниже одного прожиточного минимума на человека.
9. По итогам 2022 года всего на различные виды социальной поддержки в Калининградской области было направлено 14925100,7 тыс. рублей, что больше на 1866805,2 тыс. рублей, чем в 2021 году.
С 2021 года по настоящее время на территории Калининградской области реализуются мероприятия с предоставлением субсидии из федерального бюджета, направленные на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта. По итогам девяти месяцев 2023 года 1787 семей получили государственную социальную помощь на основании социального контракта.
10. Больше половины социальных выплат составляет поддержка семей с детьми. В 2022 году объем расходов на указанные меры социальной поддержки составил 5270074,3 тыс. рублей. Из них 2633912,5 тыс. рублей или 47 процентов получили семьи, имеющие детей в возрасте от трех до семи лет. Выплата обеспечивается за счет средств федерального и областного бюджетов. Иные выплаты семьям с детьми, включая материнский капитал, пособия при рождении первого ребенка и студенческим семьям, составили 1618199,9 тыс. рублей.