В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях приведения нормативных правовых актов Правительства Самарской области в соответствие с действующим законодательством Правительство Самарской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 N 711 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Обеспечение правопорядка в Самарской области" на 2014 - 2025 годы" следующие изменения:
наименование изложить в следующей редакции:
"Об утверждении государственной программы Самарской области "Обеспечение правопорядка в Самарской области" и Перечня расходных обязательств Самарской области в сфере обеспечения правопорядка в Самарской области";
пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить прилагаемые:
государственную программу Самарской области "Обеспечение правопорядка в Самарской области";
Перечень расходных обязательств Самарской области в сфере обеспечения правопорядка в Самарской области.
2. Установить, что возникающие в результате принятия настоящего постановления расходные обязательства Самарской области исполняются за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусматриваемого в установленном порядке департаменту по вопросам общественной безопасности Самарской области и департаменту управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области как главным распорядителям средств областного бюджета.";
пункт 4 признать утратившим силу;
в государственной программе Самарской области "Обеспечение правопорядка в Самарской области" на 2014 - 2025 годы (далее - Государственная программа):
в наименовании слова "на 2014 - 2025 годы" исключить;
паспорт Государственной программы признать утратившим силу;
текст Государственной программы изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему постановлению;
приложения 1 - 10, 13 к Государственной программе признать утратившими силу;
дополнить Перечнем расходных обязательств Самарской области в сфере обеспечения правопорядка в Самарской области в редакции согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на департамент по вопросам правопорядка и противодействия коррупции Самарской области.
3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
И.о. первого вице-губернатора - председателя
Правительства Самарской области
Н.И.КАТИНА
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Безопасность проживания и ведения хозяйственной деятельности на территории Самарской области является важным фактором, определяющим качество жизни населения, а также привлекательность региона для инвесторов и туристов, способствует достижению таких целей, как сохранение населения, обеспечение благополучия людей, создание комфортной среды для жизни.
В настоящее время на территории Самарской области в целом сохраняется контролируемая криминогенная обстановка, что обусловлено реализацией мероприятий Государственной программы, направленных на совершенствование регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений, повышением эффективности механизма правоприменения, содействием правоохранительным органам со стороны органов исполнительной власти и местного самоуправления в вопросах охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также предупреждения преступности.
В период с начала реализации Государственного программы и по настоящее время органами исполнительной власти Самарской области проводится значительная работа по формированию у населения установок на позитивное сотрудничество с органами правопорядка.
Граждане и общественные формирования принимают активное участие в охране общественного порядка в целях профилактики правонарушений и предупреждения преступлений, снижения уровня преступности в общественных местах и привлечения дополнительных сил для обеспечения правопорядка при проведении массовых мероприятий и в местах массового скопления людей.
Достижению целей обеспечения правопорядка и общественной безопасности в регионе способствуют реализуемые в рамках Государственной программы меры, направленные на обеспечение безопасности при проведении общественно-политических и иных мероприятий, развитие институтов гражданского общества и поддержку общественных инициатив в сфере правопорядка, снижение уровня криминализации общественных отношений за счет развития системы профилактики правонарушений, предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности, а также иных преступных проявлений прежде всего среди несовершеннолетних и молодежи, повышение уровня антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов жизнеобеспечения населения, предупреждение фактов незаконного оборота оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, комплексное развитие правоохранительных органов и специальных служб, повышение уровня их технической оснащенности, использование современных технологий анализа и предупреждения правонарушений, совершенствование профессиональной подготовки специалистов в области профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности.
Принятые в рамках Государственной программы меры по усилению взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, граждан и общественных объединений в сфере обеспечения общественного порядка и противодействия преступности оказывают положительное влияние на криминогенную ситуацию.
Количество ежегодно регистрируемых преступлений по итогам 2022 года в сравнении с 2013 годом сократилось более чем на 10% (с 52,1 тысячи преступлений до 47 тысяч преступлений).
За период с 2013 по 2022 год отмечено значительное снижение показателей, характеризующих состояние уличной преступности (с 13 тысяч преступлений до 8,7 тысячи преступлений). В несколько раз сократилось число ежегодно регистрируемых разбойных нападений (с 345 преступлений до 76 преступлений), грабежей (с 2353 преступлений до 760 преступлений), квартирных краж (с 1574 преступлений до 629 преступлений) и краж транспортных средств (с 1 тысячи преступлений до 124 преступлений).
Реализация социальной политики, а также работа субъектов профилактики правонарушений по выявлению преступлений превентивной направленности благоприятно сказывается на динамике показателей, характеризующих количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на бытовой почве, которая имеет устойчивую тенденцию к снижению.
В части преступлений против личности за период с 2013 по 2022 год отмечено более чем двукратное сокращение числа убийств (с 229 преступлений до 101 преступления) и фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью человека (с 668 преступлений до 277 преступлений).
Социально-криминологическая характеристика состояния преступности указывает на то, что уровень преступности среди несовершеннолетних с 2013 года снизился практически вдвое (количество преступных деяний сократилось с 1207 до 618 преступлений, число причастных к ним лиц в возрасте до 18 лет - с 1026 до 420 преступлений).
Лицами в состоянии алкогольного опьянения в 2022 году совершено преступлений на 34% меньше (с 6,7 тысячи преступлений до 4,4 тысячи преступлений), чем в 2013 году, в состоянии наркотического опьянения - в 8 раз меньше (с 928 преступлений до 116 преступлений).
Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами в 2022 году, примерно равно аналогичным показателям 9-летней давности (около 1,1 тысячи преступлений). При этом за период с 2013 по 2022 год число лиц, имеющих иностранное гражданство и причастных к уголовно наказуемым деяниям, сократилось на треть (с 808 преступлений до 536 преступлений).
Динамика показателей, характеризующих количество выявленных лиц, ранее совершавших преступления, и лиц без постоянного источника дохода, причастных к преступным деяниям, также имеет определенную тенденцию к снижению (с 12,3 тысячи преступлений до 9,4 тысячи преступлений и с 15,8 тысячи преступлений до 10,4 тысячи преступлений соответственно).
Вместе с тем анализ сложившейся ситуации в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности на территории Самарской области свидетельствует о том, что многие вопросы профилактики правонарушений по-прежнему сохраняют свою актуальность. В частности, в 2022 году на территории Самарской области отмечена негативная тенденция, связанная с ростом общего числа зарегистрированных преступлений (с 43,3 тысячи преступлений до 47 тысяч преступлений, +8,5%).
Имеется необходимость реализации дополнительных мер по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений с использованием информационно-коммуникационных технологий, противоправных деяний в общественных местах, а также отдельных категорий преступлений, совершаемых с участием ранее судимых лиц, несовершеннолетних и иностранных граждан.
В части совершения имущественных преступлений следует отметить зафиксированный в 2022 году рост количества краж (с 16 тысяч преступлений до 17,5 тысячи преступлений, +9%), в том числе хищений из магазинов, многие из которых выявлены по результатам просмотров систем видеонаблюдения в торговых точках.
Одним из приоритетных вызовов в условиях интенсивного развития сферы информационно-телекоммуникационных технологий является стремительный рост количества преступлений, совершенных с их использованием, а также факты деструктивного влияния на несовершеннолетних с применением различных современных технологий.
Общее число зарегистрированных преступлений в сфере компьютерной информации, а также преступлений с применением информационно-телекоммуникационных технологий за 2022 год возросло на 10% (с 10,4 тысячи преступлений до 11,5 тысячи преступлений). Данный рост произошел в основном за счет увеличения количества наркопреступлений, совершенных путем закладок с использованием средств геолокации, а также краж и случаев мошенничества с применением кибертехнологий.
Также в 2022 году отмечен рост количества фактов незаконного оборота оружия (с 242 преступлений до 324 преступлений, +34%), что указывает на необходимость дополнительного внимания к вопросам предупреждения данного вида преступлений.
С учетом увеличения количества отдельных видов преступлений, совершенных в общественных местах и на улицах, представляется необходимым принятие дополнительных мер, направленных на совершенствование деятельности подразделений патрульно-постовой службы и вневедомственной охраны, а также на привлечение граждан к охране общественного порядка.
Одним из основных способов дестабилизации общественно-политической и социально-экономической обстановки являются попытки вовлечения различных групп населения к участию в несогласованных публичных мероприятиях (включая протестные акции), которые впоследствии могут умышленно трансформироваться подстрекателями в массовые беспорядки.
Правоохранительными органами на территории региона строго пресекается подобная деятельность, направленная на дестабилизацию общества и государственных институтов. В 2022 году зарегистрировано 55 преступлений террористического характера (в 2021 году - 34) и 31 уголовно наказуемое экстремистское деяние (в 2021 году - 26). Кроме того, следует отметить ситуацию с ложными сообщениями о терроризме, число которых за 2022 год увеличилось в 7,8 раза (с 60 до 465). Таким образом, вопросы противодействия терроризму остаются в числе первостепенных.
Ежегодно к уголовной ответственности привлекается порядка 10 тысяч человек, ранее совершавших преступления. В данной среде отмечается некоторое увеличение криминальной активности лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость. Ранее судимыми гражданами в 2022 году совершено 10,2 тысячи преступлений (в 2021 году - 9,9 тысячи преступлений, в 2020 году - 9,2 тысячи преступлений).
В этой связи представляются необходимыми дополнительные усилия уполномоченных органов по предупреждению повторной (рецидивной) преступности, в том числе в части оказания помощи лицам, уже отбывшим наказание в виде лишения свободы, и лицам, осужденным к мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества, а также по содействию их социальной адаптации в изменяющихся экономических условиях.
Кроме того, органам власти во взаимодействии с бизнес-сообществом целесообразно реализовать дополнительные меры по созданию в регионе новых участков исправительных центров для размещения осужденных к принудительным работам.