Сельские территории Республики Башкортостан обладают мощным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалами, которые при полном, рациональном и эффективном использовании могут обеспечить устойчивое многоотраслевое развитие, полную занятость, высокие уровень и качество жизни сельского населения.
На начало 2023 года сельское население Республики Башкортостан составляло 1535,2 тыс. человек (37,7 процента от общей численности населения региона), сократившись по сравнению с 2020 годом на 26 тыс. человека. Доля сельского населения в общей численности населения республики в 2020 году - 38,2 процента.
Сельское население проживает в 54 муниципальных районах Республики Башкортостан, объединивших 4538 сельских населенных пунктов. Плотность населения - 28,3 человека на 1 квадратный километр.
Преобладающая часть сельского населения проживает в сельских поселениях с численностью до 10 тыс. человек. Эти населенные пункты отличаются недостаточно развитыми коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктурами, не имеют соответствующей современным условиям базы для оказания сельскому населению образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг, характеризуются высоким уровнем безработицы и бедности.
Сельское хозяйство в большинстве административных районов по-прежнему остается основной сферой приложения труда жителей, вследствие чего сельскую экономику можно характеризовать как моноотраслевую.
Уровень жизни сельского населения остается низким, увеличивается разрыв между городом и селом по величине доходов. В 2022 году среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве составила 35294,2 рубля.
Конституция Российской Федерации определяет, что проводимая государством политика должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Реализация государственных мер по обеспечению социального развития села привела к оживлению жилищного строительства и обустройства сельских поселений, улучшению качества образовательных и медицинских услуг. Тем не менее достигнутые результаты не позволили в полной мере решить задачу обеспечения устойчивого развития сельских территорий. Из-за недостаточных объемов строительства и курса на концентрацию сети объектов образования, здравоохранения и культуры в условиях неразвитости дорожной сети, мобильных и дистанционных форм обслуживания снижается доступность для сельского населения образовательных, медицинских, культурных, торговых и бытовых услуг.
Острыми остаются проблемы обеспечения жителей сельских территорий питьевой водой (выбытие водопроводных сетей из-за плохого технического состояния опережает ввод новых в эксплуатацию), а также отсутствия подъездных автомобильных дорог с твердым покрытием к некоторым населенным пунктам.
Основными факторами, сдерживающими развитие сельских территорий, являются следующие:
ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования;
недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение устойчивого развития сельских территорий.
Государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий Республики Башкортостан" (далее - государственная программа) охватывает вопросы государственной поддержки процессов обустройства объектами социальной и инженерной инфраструктур и благоустройства площадок под компактную жилищную застройку на сельских территориях, благоустройства сельских территорий, строительства и реконструкции автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, к объектам производства и переработки продукции в населенных пунктах, расположенных на сельских территориях, а также вопросы оказания содействия сельхозтоваропроизводителям в обеспечении квалифицированными специалистами, создания для сельского населения благоприятных условий жизнедеятельности, расширения рынка труда и его привлекательности на селе. В части обеспечения доступности для сельского населения объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта предусматриваются проведение их капитального ремонта, создание и обновление их материально-технической базы, а также приобретение специализированного транспорта, в том числе автобусов, санитарного транспорта, мобильных медицинских комплексов и т.д.