ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 26.10.2018 N 787-п "О реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях Ярославской области" следующие изменения:
1.1. В преамбуле цифры "2023" заменить цифрами "2024".
1.2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Определить на 2019 - 2024 годы региональным координатором мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ярославской области в 2019 и 2020 годах, мероприятий по обновлению материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда", обеспечивающего достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", в 2021 - 2024 годах департамент образования Ярославской области (с 01.09.2023 - министерство образования Ярославской области).".
1.3. Дополнить пунктом 2<2> следующего содержания:
"2<2>. Утвердить прилагаемый комплекс мер (дорожную карту) по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы образовательных организаций Ярославской области в целях внедрения цифровой образовательной среды на 2024 год.".
1.4. Пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования.".
1.5. Комплекс мер (дорожную карту) по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Ярославской области в целях внедрения цифровой образовательной среды на 2021 - 2023 годы, утвержденный постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
1.6. Концепцию внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ярославской области (описание создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
1.7. Дополнить приложением в соответствии с подпунктом 1.3 данного пункта (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
М.Я.ЕВРАЕВ
КОМПЛЕКС МЕР (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ, РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА 2021 - 2023 ГОДЫ
N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный | Результат | Срок | ||
2021 год | 2022 год | 2023 год | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Определено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за внедрение цифровой образовательной среды | региональный координатор | приказ департамента образования Ярославской области | 31 декабря 2020 года | не позднее 31 декабря 2021 года | не позднее 30 декабря 2022 года |
2 | Согласован и утвержден перечень образовательных организаций, принимающих участие в реализации мероприятий по внедрению цифровой образовательной среды (по форме, определяемой федеральным оператором) | региональный координатор | письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" и приказ департамента образования Ярославской области | 31 декабря 2020 года | не позднее 31 декабря 2021 года | не позднее 30 декабря 2022 года |
3 | Сформирован, согласован и утвержден перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для внедрения цифровой образовательной среды (инфраструктурный лист) | региональный координатор, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" | письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" и приказ департамента образования Ярославской области | ежегодно согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" | ежегодно согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" | ежегодно согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" |
4 | Объявлены закупки оборудования для внедрения цифровой образовательной среды | региональный координатор, государственное казенное учреждение Ярославской области "Агентство по обеспечению функционирования системы образования Ярославской области" | извещения о проведении закупок | 01 апреля 2021 года | не позднее 01 апреля 2022 года | не позднее 01 апреля 2023 года |
5 | Закуплено, доставлено и налажено оборудование | региональный координатор, государственное казенное учреждение Ярославской области "Агентство по обеспечению функционирования системы образования Ярославской области" | товарные накладные | 20 августа 2021 года | не позднее 20 августа 2022 года | 25 августа 2023 года |
6 | Проведен мониторинг хода реализации мероприятий по внедрению цифровой образовательной среды в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации | региональный координатор, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование" | по форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации или ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование" | 01 апреля, 01 июня, 30 августа, 30 ноября 2021 года | 01 апреля, 01 июня, 30 августа, 30 ноября 2022 года | 28 февраля, 20 апреля, 15 июня, 15 сентября, 30 ноября, 29 декабря 2023 года |
КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОПИСАНИЕ СОЗДАВАЕМОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ)
1. Реализация мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации (далее - мероприятие по внедрению ЦОС) в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" предусмотрена в 2019 - 2020 годах.
Реализация мероприятия по обновлению материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации (далее - мероприятия по обновлению материально-технической базы ЦОС) в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" предусмотрена в 2021 - 2024 годах.
Внедрение цифровой образовательной среды позволит во всех образовательных организациях на территории Российской Федерации создать профили цифровых компетенций для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий, автоматизировать административные, управленческие и обеспечивающие процессы.
С целью реализации на территории Ярославской области мероприятия по внедрению ЦОС разработана Концепция внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ярославской области (описание создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях) (далее - Концепция).
В Концепции используются следующие понятия:
- цифровая образовательная среда (далее - ЦОС) - подсистема социокультурной среды, совокупность специально организованных педагогических условий развития личности, при которой инфраструктурный, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты функционируют на основе цифровых технологий;
- информационная система - система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации и данных;
- большие данные - массивы разнообразной информации (данных), в том числе в сфере образования;
- экосистема - построение информационных систем, не требующее от сторонних разработчиков использования специфических инструментов для своих продуктов, - достаточно реализации согласованного протокола обмена данными, что позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации данного протокола;
- электронное обучение - организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, отвечающих за передачу по линиям связи указанной информации и взаимодействие участников образовательного процесса;
- дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;
- общедоступные ресурсы - ресурсы, которые не принадлежат ни одному конкретному частному лицу или фирме, но являются общественной собственностью в силу своих свойств или в силу закона;
- тьютор (в системе дополнительного профессионального образования) - педагог, владеющий цифровыми технологиями и осуществляющий методическое сопровождение педагогов в процессе внедрения целевой модели ЦОС.
2. Современное образование вариативно и разнообразно, оно не только формирует у обучающегося научную картину мира, но и развивает компетенции для успешной, эффективной и безопасной жизнедеятельности в сетевом обществе и экономике знаний, удовлетворяет стремительно меняющиеся образовательные запросы.
Образование становится важнейшей отраслью экономики цифрового общества, крупнейшим нематериальным активом любого государства. Изменяются способы создания, передачи и фиксации знания, процесс личностного развития человека, его самоидентификации. Сегодня знания общедоступны и относительно недороги за счет транснациональности и транскультурности цифровых технологий.
Быстрыми темпами идет процесс формирования рынка образовательных услуг вне формальной системы образования, который может в короткие сроки сузить сферу применения традиционных образовательных систем, способствовать созданию новых образовательных моделей, отвечающих стремительно меняющимся запросам потребителей. Значительная часть инноваций в образовании сегодня реализуется через образовательно-технологические стартапы, растет спрос на новые компетенции и формы подготовки, провоцируемый динамикой развития экономики, быстрой сменой технологий. Как следствие, появился новый тип обучающихся, самостоятельно формирующих свою образовательную траекторию, нацеленных на самообразование, самоактуализацию и саморазвитие, совмещающих учебу, работу и личностное развитие. Сегодня необходимым условием востребованности и профессионального роста молодых специалистов становится высокий уровень цифровой грамотности.
Сегодня перед региональной системой образования поставлена задача построения образовательной среды нового типа - ЦОС, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: администрации образовательных организаций, педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители), муниципальные органы управления образованием, социальные партнеры. ЦОС призвана расширить возможности организационных форм и методов обучения посредством цифровых сервисов и ресурсов (смещение парадигм обучения к онлайн- и гибридной моделям, включение в образовательный процесс на всех уровнях образования мобильных технологий, технологий горизонтального обучения, применение облачных технологий), способствовать получению наибольшего эффекта от использования цифровых технологий в образовательном процессе. ЦОС должна способствовать развитию системы дистанционного образования и дополнительного образования детей в регионе.
Особая роль в ЦОС отводится созданию условий для оптимизации организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (далее - образовательные организации), в том числе путем создания, внедрения и эксплуатации информационных систем на всех уровнях управления образованием.
Потребность внедрения ЦОС в регионе определяется следующими факторами:
- необходимость формирования современного образовательного пространства для обеспечения конкурентоспособности образования в соответствии со стратегическими задачами развития российского образования и удовлетворения быстро меняющихся образовательных запросов участников образовательного процесса;
- необходимость создания условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей на основе онлайн-технологий;
- необходимость формирования цифровой компетенции обучающихся и педагогов, а также новых компетенций административных команд образовательных организаций;
- необходимость системного развития в регионе электронного обучения, обучения с использованием ДОТ;
- необходимость подготовки педагогических кадров в области цифровых технологий в условиях совершенствования материально-технического оснащения образовательных организаций;
- необходимость преодоления разрозненности используемых цифровых сервисов (развитие технологических платформ онлайн-обучения);