ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 февраля 2024 года N 164-п


О внесении изменений в постановление Правительства области от 26.10.2018 N 787-п



ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:


1. Внести в постановление Правительства области от 26.10.2018 N 787-п "О реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в образовательных организациях Ярославской области" следующие изменения:


1.1. В преамбуле цифры "2023" заменить цифрами "2024".


1.2. Пункт 1 изложить в следующей редакции:


"1. Определить на 2019 - 2024 годы региональным координатором мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ярославской области в 2019 и 2020 годах, мероприятий по обновлению материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках регионального проекта "Цифровая образовательная среда", обеспечивающего достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", в 2021 - 2024 годах департамент образования Ярославской области (с 01.09.2023 - министерство образования Ярославской области).".


1.3. Дополнить пунктом 2<2> следующего содержания:


"2<2>. Утвердить прилагаемый комплекс мер (дорожную карту) по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы образовательных организаций Ярославской области в целях внедрения цифровой образовательной среды на 2024 год.".


1.4. Пункт 4 изложить в следующей редакции:


"4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области, курирующего вопросы образования.".


1.5. Комплекс мер (дорожную карту) по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Ярославской области в целях внедрения цифровой образовательной среды на 2021 - 2023 годы, утвержденный постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).


1.6. Концепцию внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ярославской области (описание создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).


1.7. Дополнить приложением в соответствии с подпунктом 1.3 данного пункта (прилагается).


2. Постановление вступает в силу с момента подписания.



Губернатор области
М.Я.ЕВРАЕВ



Утвержден
постановлением
Правительства области
от 26.10.2018 N 787-п
     (в редакции постановления
Правительства области
от 14.02.2024 N 164-п)



КОМПЛЕКС МЕР (ДОРОЖНАЯ КАРТА) ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ ОБОРУДОВАНИЯ, РАСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ОБНОВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ В ЦЕЛЯХ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА 2021 - 2023 ГОДЫ

N

п/п

Наименование мероприятия

Ответственный

Результат

Срок

2021 год

2022 год

2023 год

1

2

3

4

5

6

7

1

Определено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за внедрение цифровой образовательной среды

региональный координатор

приказ департамента образования Ярославской области

31 декабря 2020 года

не позднее 31 декабря 2021 года

не позднее 30 декабря 2022 года

2

Согласован и утвержден перечень образовательных организаций, принимающих участие в реализации мероприятий по внедрению цифровой образовательной среды (по форме, определяемой федеральным оператором)

региональный координатор

письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" и приказ департамента образования Ярославской области

31 декабря 2020 года

не позднее 31 декабря 2021 года

не позднее 30 декабря 2022 года

3

Сформирован, согласован и утвержден перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для внедрения цифровой образовательной среды (инфраструктурный лист)

региональный координатор, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

письмо ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование" и приказ департамента образования Ярославской области

ежегодно согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование"

ежегодно согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование"

ежегодно согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса национального проекта "Образование"

4

Объявлены закупки оборудования для внедрения цифровой образовательной среды

региональный координатор, государственное казенное учреждение Ярославской области "Агентство по обеспечению функционирования системы образования Ярославской области"

извещения о проведении закупок

01 апреля 2021 года

не позднее 01 апреля 2022 года

не позднее 01 апреля 2023 года

5

Закуплено, доставлено и налажено оборудование

региональный координатор, государственное казенное учреждение Ярославской области "Агентство по обеспечению функционирования системы образования Ярославской области"

товарные накладные

20 августа 2021 года

не позднее 20 августа 2022 года

25 августа 2023 года

6

Проведен мониторинг хода реализации мероприятий по внедрению цифровой образовательной среды в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации

региональный координатор, ведомственный проектный офис национального проекта "Образование"

по форме, определяемой Министерством просвещения Российской Федерации или ведомственным проектным офисом национального проекта "Образование"

01 апреля, 01 июня, 30 августа, 30 ноября 2021 года

01 апреля, 01 июня, 30 августа, 30 ноября 2022 года

28 февраля, 20 апреля, 15 июня, 15 сентября, 30 ноября, 29 декабря 2023 года



Утверждена
постановлением
Правительства области
от 26.10.2018 N 787-п
     (в редакции постановления
Правительства области
от 14.02.2024 N 164-п)



КОНЦЕПЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ (ОПИСАНИЕ СОЗДАВАЕМОЙ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ)



I. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях


1. Реализация мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в субъектах Российской Федерации (далее - мероприятие по внедрению ЦОС) в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" предусмотрена в 2019 - 2020 годах.


Реализация мероприятия по обновлению материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в субъектах Российской Федерации (далее - мероприятия по обновлению материально-технической базы ЦОС) в рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование" предусмотрена в 2021 - 2024 годах.


Внедрение цифровой образовательной среды позволит во всех образовательных организациях на территории Российской Федерации создать профили цифровых компетенций для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, конструировать и реализовывать индивидуальные учебные планы (программы), в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий, автоматизировать административные, управленческие и обеспечивающие процессы.


С целью реализации на территории Ярославской области мероприятия по внедрению ЦОС разработана Концепция внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ярославской области (описание создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях) (далее - Концепция).


В Концепции используются следующие понятия:


- цифровая образовательная среда (далее - ЦОС) - подсистема социокультурной среды, совокупность специально организованных педагогических условий развития личности, при которой инфраструктурный, содержательно-методический и коммуникационно-организационный компоненты функционируют на основе цифровых технологий;


- информационная система - система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации и данных;


- большие данные - массивы разнообразной информации (данных), в том числе в сфере образования;


- экосистема - построение информационных систем, не требующее от сторонних разработчиков использования специфических инструментов для своих продуктов, - достаточно реализации согласованного протокола обмена данными, что позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации данного протокола;


- электронное обучение - организация образовательного процесса с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, отвечающих за передачу по линиям связи указанной информации и взаимодействие участников образовательного процесса;


- дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников;


- общедоступные ресурсы - ресурсы, которые не принадлежат ни одному конкретному частному лицу или фирме, но являются общественной собственностью в силу своих свойств или в силу закона;


- тьютор (в системе дополнительного профессионального образования) - педагог, владеющий цифровыми технологиями и осуществляющий методическое сопровождение педагогов в процессе внедрения целевой модели ЦОС.


2. Современное образование вариативно и разнообразно, оно не только формирует у обучающегося научную картину мира, но и развивает компетенции для успешной, эффективной и безопасной жизнедеятельности в сетевом обществе и экономике знаний, удовлетворяет стремительно меняющиеся образовательные запросы.


Образование становится важнейшей отраслью экономики цифрового общества, крупнейшим нематериальным активом любого государства. Изменяются способы создания, передачи и фиксации знания, процесс личностного развития человека, его самоидентификации. Сегодня знания общедоступны и относительно недороги за счет транснациональности и транскультурности цифровых технологий.


Быстрыми темпами идет процесс формирования рынка образовательных услуг вне формальной системы образования, который может в короткие сроки сузить сферу применения традиционных образовательных систем, способствовать созданию новых образовательных моделей, отвечающих стремительно меняющимся запросам потребителей. Значительная часть инноваций в образовании сегодня реализуется через образовательно-технологические стартапы, растет спрос на новые компетенции и формы подготовки, провоцируемый динамикой развития экономики, быстрой сменой технологий. Как следствие, появился новый тип обучающихся, самостоятельно формирующих свою образовательную траекторию, нацеленных на самообразование, самоактуализацию и саморазвитие, совмещающих учебу, работу и личностное развитие. Сегодня необходимым условием востребованности и профессионального роста молодых специалистов становится высокий уровень цифровой грамотности.


Сегодня перед региональной системой образования поставлена задача построения образовательной среды нового типа - ЦОС, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: администрации образовательных организаций, педагоги, обучающиеся и их родители (законные представители), муниципальные органы управления образованием, социальные партнеры. ЦОС призвана расширить возможности организационных форм и методов обучения посредством цифровых сервисов и ресурсов (смещение парадигм обучения к онлайн- и гибридной моделям, включение в образовательный процесс на всех уровнях образования мобильных технологий, технологий горизонтального обучения, применение облачных технологий), способствовать получению наибольшего эффекта от использования цифровых технологий в образовательном процессе. ЦОС должна способствовать развитию системы дистанционного образования и дополнительного образования детей в регионе.


Особая роль в ЦОС отводится созданию условий для оптимизации организационно-управленческих процессов в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (далее - образовательные организации), в том числе путем создания, внедрения и эксплуатации информационных систем на всех уровнях управления образованием.


Потребность внедрения ЦОС в регионе определяется следующими факторами:


- необходимость формирования современного образовательного пространства для обеспечения конкурентоспособности образования в соответствии со стратегическими задачами развития российского образования и удовлетворения быстро меняющихся образовательных запросов участников образовательного процесса;


- необходимость создания условий, способствующих изменению существующих образовательных моделей на основе онлайн-технологий;


- необходимость формирования цифровой компетенции обучающихся и педагогов, а также новых компетенций административных команд образовательных организаций;


- необходимость системного развития в регионе электронного обучения, обучения с использованием ДОТ;


- необходимость подготовки педагогических кадров в области цифровых технологий в условиях совершенствования материально-технического оснащения образовательных организаций;


- необходимость преодоления разрозненности используемых цифровых сервисов (развитие технологических платформ онлайн-обучения);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»