Развитие человеческого потенциала является одним из приоритетных направлений социальных и экономических реформ Российской Федерации и реализуется посредством совершенствования системы социальной защиты населения, оптимизации социальной инфраструктуры, создания комфортных условий для жизни и трудовой деятельности, повышения эффективности использования рабочей силы, включая улучшение условий и безопасности труда.
Государственная социальная политика формируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Данные вопросы находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Основным инструментом осуществления социальной политики в городе Севастополе является участие в реализации государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, государственных программ города Севастополя.
Система социальной защиты населения как часть социальной сферы является инструментом выравнивания уровня жизни различных демографических и социальных групп, преодоления демографических диспропорций. Помимо этого, она выполняет функцию оперативного механизма, призванного защищать граждан при возникновении каких-либо неблагоприятных факторов социальной среды.
Социальная поддержка граждан в городе Севастополе представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных отдельным категориям населения. Категории получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки граждан и условия их предоставления определены законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.
Органы социальной защиты населения города Севастополя предоставляют гражданам более 60 видов мер социальной поддержки в денежной форме. Ежегодно различными мерами социальной поддержки пользуются свыше 100 тыс. жителей города Севастополя, получая как федеральные, так и региональные социальные выплаты.
С 2021 года на территории региона предоставляется государственная социальная помощь на основании социального контракта на условиях софинансирования из федерального бюджета. В 2021 и 2022 годах заключено 786 социальных контрактов, которыми охвачено 2878 человек, на общую сумму 109,6 млн руб.
Согласно итогам проведенной оценки эффективности за обозначенный период у 1598 граждан среднедушевой доход семьи по окончании срока действия социального контракта увеличился в сравнении со среднедушевым доходом этих семей до заключения социального контракта, у 407 граждан среднедушевой доход семьи по окончании срока действия социального контракта превысил величину прожиточного минимума, установленную в субъекте Российской Федерации, и 112 семей вышли из-за черты бедности.
Значимым направлением деятельности является оказание мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе в виде предоставления субсидии гражданам с низкими доходами, компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан согласно законодательству Российской Федерации и законодательству города Севастополя.
Социальная поддержка граждан обеспечивается также в форме социального обслуживания путем предоставления широкого спектра социальных услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, - гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям с ограниченными возможностями здоровья, беженцам и вынужденным переселенцам и др.
Организацию предоставления социальных услуг населению осуществляют семь учреждений (комплексные центры социального обслуживания, дома-интернаты, социально-реабилитационные центры). Социальные услуги во всех формах обслуживания получают ежегодно более 10 тыс. человек.
Стационарное социальное обслуживание (в случаях, когда семейные формы ухода недостаточны и/или невозможны в силу различных причин) ориентировано на создание максимально комфортных и безопасных условий оказания помощи гражданам, нуждающимся в постороннем уходе.
Система социального обслуживания семьи и детей развивается в соответствии с направлениями, определенными планом реализации Десятилетия детства. Среди ключевых направлений можно выделить совершенствование системы социального обслуживания семьи, обеспечивающей сохранение в ней ребенка; комплексную поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов направлено на продление периода самостоятельной здоровой жизни в привычном социальном окружении. Социально-демографическая ситуация обусловливает необходимость совершенствования системы социального обслуживания при возрастающих потребностях граждан.