Действующий

О государственной программе Курганской области "Развитие образования и реализация государственной молодежной политики" (с изменениями на 20 марта 2024 года)



Раздел I. ОЦЕНКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ


Главной стратегической целью Курганской области является создание эффективной экономики, способствующей развитию человеческого капитала, которая определена приоритетами: обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Курганской области; создание эффективной институциональной среды; обеспечение комплексного, сбалансированного пространственного развития; создание условий для сохранения и развития человеческого капитала в Курганской области.


Общероссийские и региональные тенденции в области демографии, процессы внутренней миграции от периферии к центру указывают на назревшую необходимость изменения подхода к системе образования не только как к социальной системе, но и как к важному участнику социально-экономического развития территории. При этом ключевыми характеристиками эффективности ее работы становятся показатели качества образовательной деятельности и качества всей системы образования в целом.


Система образования Курганской области ориентирована на обеспечение условий получения качественного образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, внедрение эффективных экономических механизмов в сфере образования, формирование социально адаптированной, конкурентоспособной личности, создание условий для ее самореализации.


В основу социальной политики Курганской области положена системная работа по поддержке базовых общественных институтов, поэтому особое внимание уделяется реализации национальных проектов, направленных на улучшение жизни граждан.


В рамках национального проекта "Образование" реализуется 6 региональных проектов: "Современная школа", "Успех каждого ребенка (Курганская область)", "Цифровая образовательная среда (Курганская область)", "Социальная активность (Курганская область)", "Профессионалитет", "Молодежь России".


Современные подходы к развитию содержания дошкольного образования стали неотъемлемой частью общего образования. Принятые за последние годы в регионе меры позволяют говорить о позитивных изменениях в системе дошкольного образования. Положительно решаются проблемы обеспечения доступности и вариативности дошкольного образования (очередность детей от 3 до 7 лет ликвидирована). В области реализуются стандарты дошкольного образования, исполняются требования к образовательной программе, новой образовательной среде, результатам образования.


Продолжаются процессы совершенствования структуры и содержания основного общего образования. Основным приоритетом в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования региональной системы образования остается обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех детей, проживающих на территории Курганской области.


Основная проблема, влияющая на обеспечение доступности качественного общего образования, - преобладание в структуре региональной общеобразовательной сети сельских малокомплектных школ, в которых обучался только каждый третий школьник области. Эффективным решением данной проблемы является оптимизация сети муниципальных общеобразовательных школ, которая включает как ликвидацию и реорганизацию школ, так и изменение их статуса (переименование) и типа. Решается задача по созданию оптимальной школьной сети путем приоритетного использования модели крупных образовательных комплексов.


Проблемой также остается сохранение разрывов в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями Курганской области, работающими в разных социокультурных условиях. В связи с этим реализовывались: региональный и муниципальный комплекс мер, направленный на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами, и региональный сетевой проект "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях".


Обеспечению качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ в регионе уделяется большое внимание.


С целью повышения качества специальной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, их родителям и педагогам на базе специальных коррекционных школ и школ-интернатов созданы учебно-методические центры.


Главная задача в области профессионального образования - развитие системы среднего профессионального образования, обеспечивающей устранение кадрового дефицита регионального рынка труда. В ведении Департамента находится 15 профессиональных образовательных организаций с общим контингентом обучающихся около 14 тыс. человек. Подготовка ведется по 35 профессиям и 66 специальностям среднего профессионального образования. Взаимодействие профессиональных образовательных организаций и предприятий осуществляется в рамках соглашений о партнерстве, а также через деятельность попечительских советов. 53 предприятиям присвоен статус "Базовое предприятие профессиональной образовательной организации".


В региональной системе профессионального образования создано 40 современных мастерских по направлениям: строительство, транспорт, сфера обслуживания и социальная сфера, машиностроение, ИТ-сфера, центр опережающей профессиональной подготовки, на базе 9 профессиональных образовательных организаций созданы аккредитованные центры проведения демонстрационного экзамена. В штатном режиме выпускники техникумов и колледжей итоговую государственную аттестацию проходят с использованием механизма демонстрационного экзамена.


Общая занятость выпускников составляет 96,5%, в том числе по полученной специальности - 73,5%. Инновационное развитие региона, модернизация производства требуют повышения уровня квалификации работников, освоения новых компетенций в течение всего периода трудовой деятельности.