Главной стратегической целью Курганской области является создание эффективной экономики, способствующей развитию человеческого капитала, которая определена приоритетами: обеспечение повышения конкурентоспособности экономики Курганской области; создание эффективной институциональной среды; обеспечение комплексного, сбалансированного пространственного развития; создание условий для сохранения и развития человеческого капитала в Курганской области.
Общероссийские и региональные тенденции в области демографии, процессы внутренней миграции от периферии к центру указывают на назревшую необходимость изменения подхода к системе образования не только как к социальной системе, но и как к важному участнику социально-экономического развития территории. При этом ключевыми характеристиками эффективности ее работы становятся показатели качества образовательной деятельности и качества всей системы образования в целом.
Система образования Курганской области ориентирована на обеспечение условий получения качественного образования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, внедрение эффективных экономических механизмов в сфере образования, формирование социально адаптированной, конкурентоспособной личности, создание условий для ее самореализации.
В основу социальной политики Курганской области положена системная работа по поддержке базовых общественных институтов, поэтому особое внимание уделяется реализации национальных проектов, направленных на улучшение жизни граждан.
В рамках национального проекта "Образование" реализуется 6 региональных проектов: "Современная школа", "Успех каждого ребенка (Курганская область)", "Цифровая образовательная среда (Курганская область)", "Социальная активность (Курганская область)", "Профессионалитет", "Молодежь России".
Современные подходы к развитию содержания дошкольного образования стали неотъемлемой частью общего образования. Принятые за последние годы в регионе меры позволяют говорить о позитивных изменениях в системе дошкольного образования. Положительно решаются проблемы обеспечения доступности и вариативности дошкольного образования (очередность детей от 3 до 7 лет ликвидирована). В области реализуются стандарты дошкольного образования, исполняются требования к образовательной программе, новой образовательной среде, результатам образования.
Продолжаются процессы совершенствования структуры и содержания основного общего образования. Основным приоритетом в сфере начального общего, основного общего и среднего общего образования региональной системы образования остается обеспечение равного доступа к качественному образованию для всех детей, проживающих на территории Курганской области.
Основная проблема, влияющая на обеспечение доступности качественного общего образования, - преобладание в структуре региональной общеобразовательной сети сельских малокомплектных школ, в которых обучался только каждый третий школьник области. Эффективным решением данной проблемы является оптимизация сети муниципальных общеобразовательных школ, которая включает как ликвидацию и реорганизацию школ, так и изменение их статуса (переименование) и типа. Решается задача по созданию оптимальной школьной сети путем приоритетного использования модели крупных образовательных комплексов.
Проблемой также остается сохранение разрывов в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями Курганской области, работающими в разных социокультурных условиях. В связи с этим реализовывались: региональный и муниципальный комплекс мер, направленный на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами, и региональный сетевой проект "Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях".
Обеспечению качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ в регионе уделяется большое внимание.
С целью повышения качества специальной помощи детям с ОВЗ и инвалидностью, их родителям и педагогам на базе специальных коррекционных школ и школ-интернатов созданы учебно-методические центры.
Главная задача в области профессионального образования - развитие системы среднего профессионального образования, обеспечивающей устранение кадрового дефицита регионального рынка труда. В ведении Департамента находится 15 профессиональных образовательных организаций с общим контингентом обучающихся около 14 тыс. человек. Подготовка ведется по 35 профессиям и 66 специальностям среднего профессионального образования. Взаимодействие профессиональных образовательных организаций и предприятий осуществляется в рамках соглашений о партнерстве, а также через деятельность попечительских советов. 53 предприятиям присвоен статус "Базовое предприятие профессиональной образовательной организации".
В региональной системе профессионального образования создано 40 современных мастерских по направлениям: строительство, транспорт, сфера обслуживания и социальная сфера, машиностроение, ИТ-сфера, центр опережающей профессиональной подготовки, на базе 9 профессиональных образовательных организаций созданы аккредитованные центры проведения демонстрационного экзамена. В штатном режиме выпускники техникумов и колледжей итоговую государственную аттестацию проходят с использованием механизма демонстрационного экзамена.
Общая занятость выпускников составляет 96,5%, в том числе по полученной специальности - 73,5%. Инновационное развитие региона, модернизация производства требуют повышения уровня квалификации работников, освоения новых компетенций в течение всего периода трудовой деятельности.