ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 октября 2012 года N 658р-П


[Об одобрении Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года]



В соответствии с пунктом 4 статьи 51 Конституции Республики Карелия и с учетом основных положений Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года, утвержденной постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 24 июня 2010 года N 1755-IV ЗС:


1. Одобрить Концепцию социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года (далее - Концепция).


2. Направить Концепцию в Законодательное Собрание Республики Карелия для утверждения в установленном порядке.



Глава Республики Карелия
А.П.ХУДИЛАЙНЕН



Одобрена
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 30 октября 2012 года N 658р-П



Утверждена
Постановлением ЗС Республики Карелия от 15 ноября 2012 года N 467-V ЗС



КОНЦЕПЦИЯ
 социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года



Введение


Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2017 года (далее - Концепция) разработана во исполнение требований пункта 4 статьи 51 Конституции Республики Карелия. Данный документ определяет цели и приоритеты социально-экономической политики Правительства Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы) с указанием количественных индикаторов достижения целей и решения задач социально-экономического развития республики.


В основу Концепции положены Основные направления социально-экономической политики Правительства Республики Карелия на период до 2017 года, одобренные 7 сентября 2012 года на расширенном заседании Правительства Республики Карелия с участием представителей бизнеса, общественных и научных организаций, политических партий, органов местного самоуправления, территориальных органов федеральных органов государственной власти и граждан.


Концепция разработана рабочей группой, образованной распоряжением Главы Республики Карелия от 27 июня 2012 года N 205-р, в состав которой вошли представители республиканских и федеральных органов исполнительной власти, местного самоуправления, научных и общественных организаций. В Концепции учтены конструктивные предложения организаций и граждан, поступившие после публичного обращения Главы Республики Карелия к жителям республики.


Документ входит в систему стратегического планирования социально-экономического развития Республики Карелия и учитывает долгосрочные приоритеты, определенные Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия до 2020 года. Главным в этой системе является то, что в центр ее поставлен человек - житель Карелии, а планы и программы направлены на создание комфортных условий проживания населения.


В Концепции нашли отражение стратегические цели и задачи социально-экономического развития страны, определенные на федеральном уровне такими документами, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года по совершенствованию государственной политики Российской Федерации до 2018 года.


При разработке Концепции учтены новые подходы к повышению эффективности деятельности органов государственной власти, предусматривающие разработку и реализацию государственных программ, которые должны стать одним из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов.


Формирование комплекса мероприятий на среднесрочную перспективу осуществлялось исходя из обобщения и анализа итогов реализации предшествующей Концепции социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года и Программы социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2015 года, выявленных на предыдущем этапе проблем, а также с учетом рисков для устойчивости экономической системы Карелии и современных вызовов, стоящих перед республикой.


Настоящая Концепция нацелена на преодоление существующих проблем и формирование ответов на сложившиеся вызовы посредством реализации социально-экономической политики республики по приоритетным направлениям Правительства Республики Карелия. Успешная работа по достижению намеченных целей зависит от консолидации усилий Правительства Республики Карелия, Законодательного Собрания Республики Карелия, федеральных органов государственной власти и органов местного самоуправления, бизнеса, общественности.


Знакомство с Концепцией позволит жителям, руководителям предприятий, районов и инвесторам узнать о комплексе идей и представлений Правительства Карелии о социально-экономическом развитии республики на период до 2017 года.


I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы


Анализ социально-экономической ситуации в Республике Карелия за прошедшие пять лет свидетельствует о том, что тенденции развития региона в экономической и социальной сферах носят неустойчивый характер.


В период с 2008 по 2009 год экономика республики испытывала негативное влияние мирового финансового и экономического кризиса, что соответственно отразилось на росте напряженности в социальной сфере и увеличении государственного долга Республики Карелия. Снижение в 2009 году валового регионального продукта (далее - ВРП) по Республике Карелия к уровню 2005 года на 4,7% на фоне сохранившейся положительной динамики развития экономики в Северо-Западном федеральном округе и в целом по России свидетельствует, что кризисные последствия более существенно отразились на Карелии. Это объясняется особенностями структуры и ориентированностью республиканской экономики на экспорт, а также приграничным положением региона.


Вместе с тем благодаря предпринятым правительством республики антикризисным мерам удалось стабилизировать работу основных градообразующих предприятий, расширить для них доступ к кредитным ресурсам, снизить рост безработицы, оказать поддержку социально незащищенным слоям населения, повысить оплату труда в общественном секторе, создать условия для стимулирования внутреннего спроса и поддержать малое и среднее предпринимательство.


Согласно результатам мониторинга, проведенного Минрегионом России, Республика Карелия вошла в число 14 регионов Российской Федерации, которые наиболее успешно реализовали антикризисные меры.


В 2011 году удалось достичь и превысить уровень докризисного 2007 года по таким важным макроэкономическим показателям, как объем инвестиций в основной капитал (123,1%), объем производства продукции сельского хозяйства (100,4%), объем строительных работ (118,8%), ввод в действие жилых домов (136,1%), оборот розничной торговли (120,9%), объем внешнеторгового оборота (108,7%), реальные располагаемые денежные доходы населения (106,5%), сократился уровень зарегистрированной безработицы (-0,4 п.п.).


Поступления налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет Республики Карелия за период с 2007 по 2011 год выросли с 13,2 млрд. рублей до 24,1 млрд. рублей или в 1,8 раза.


За 2011 год положительный сальдированный финансовый результат организаций составил 19,1 млрд. рублей, что в два раза больше, чем за 2007 год (9,6 млрд. рублей). Прибыль прибыльных организаций за анализируемый период увеличилась в 2,2 раза. В то же время доля прибыльных организаций в общем числе организаций за рассматриваемый период сократилась с 65,1 до 55,7%.


Среди положительных моментов 2011 года по сравнению с предшествующим 2010 годом можно отметить динамичное развитие потребительского рынка товаров (109,8%) и услуг (105,4%), значительный рост объема инвестиций (125,5%), улучшение финансовых показателей работы организаций (темп роста прибыли составил 132,9%), рост заработной платы (111%), реальных располагаемых доходов населения (100,8%). Индекс потребительских цен в декабре 2011 года к декабрю 2010 года составил 105,3%, что является самым низким показателем на протяжении последних десяти лет.


В горнопромышленном комплексе правительство республики в 2011 году оказывало содействие модернизации действующих и вводу в эксплуатацию новых карьеров. В последние годы ежегодно вводятся 3-4 новых предприятия по производству щебня.


Государственная поддержка, оказываемая правительством республики агропромышленному комплексу, позволила сохранить объемы сельскохозяйственного производства на уровне 2010 года (100,3%).


Последовательно проводилась политика открытости Карелии для делового и инвестиционного сотрудничества, в республике завершено 14 крупных инвестиционных проектов в различных секторах экономики.


На поддержку малого предпринимательства из бюджета республики в 2011 году выделено 23,8 млн. рублей. Кроме того, привлечено 66,6 млн. рублей из федерального бюджета.


Ввод жилья на 25,4% превысил объем 2010 года и составил 178,8 тыс. кв. метров, что является лучшим показателем за последние 10 лет. При этом индивидуальными застройщиками построено жилых домов на 43,6% больше, чем в предыдущем году.


Увеличились поступления налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета республики (113%). Фактические расходы на обслуживание государственного долга сложились на 30% ниже запланированных за счет снижения процентных платежей и досрочного погашения дорогих заимствований, что позволило направить сэкономленные средства на решение социальных вопросов.


Кредитный рейтинг Республики Карелия от международного рейтингового агентства Fitch Ratings подтвержден на уровне BB- (по международной шкале) и A+ по национальной шкале с прогнозом "стабильный", что означает высокую кредитоспособность республики и низкие кредитные риски, надежность и платежеспособность регионального бюджета. Данный прогноз позволяет экспертам сохранить рейтинг в ближайшей перспективе.


По результатам мониторинга качества организации бюджетного процесса в регионах, проведенного Министерством финансов Российской Федерации, Карелия вошла в первую десятку субъектов Федерации с высоким качеством управления региональными финансами, заняв третье место.


В республике успешно реализовывались программы занятости населения, что позволило снизить уровень регистрируемой безработицы до 2,3%. Жителям Карелии своевременно и в полном объеме предоставлены меры социальной поддержки. В работе с предприятиями основной акцент правительством республики был сделан на поддержку их дальнейшей модернизации.


Наметившиеся положительные тенденции 2011 года продолжились и в 2012 году. По итогам января-августа 2012 года индекс промышленного производства составил 103,7%. Наблюдается рост по таким показателям, как объем добычи полезных ископаемых (105,6%), объем строительных работ (107,7%), оборот розничной торговли (107,8%). За I полугодие 2012 года вырос объем инвестиций в основной капитал (118,2%), в январе-июле текущего года увеличились реальные денежные доходы населения на 8,7%, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников - на 16,8%, по состоянию на 1 сентября 2012 года сократилась просроченная задолженность по заработной плате на 9,9% по сравнению с началом текущего года, снижен уровень зарегистрированной безработицы на 0,5 процентного пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.


Несмотря на складывающиеся позитивные тенденции в социально-экономической сфере Карелии в посткризисный период по ряду основных макроэкономических показателей, включая объемы промышленного производства, не удалось достичь докризисного уровня. По-прежнему актуальными являются задачи по обеспечению сбалансированности регионального бюджета, проведению мероприятий, направленных на создание условий для устойчивого экономического роста.


У республики остается богатый природный потенциал, но он используется недостаточно эффективно. Об этом свидетельствует анализ динамики ситуации за последние 20 лет в основных отраслях экономики республики: лесопромышленном и горнопромышленном комплексах, сельском хозяйстве.


Реальный сектор экономики остается ориентированным на экспорт и сильно зависит от мировой конъюнктуры. Крупнейшие предприятия целлюлозно-бумажной промышленности республики, которые раньше формировали бюджет, в настоящее время являются убыточными или находятся на грани банкротства.


Объемы лесозаготовок в последние годы упали в два раза. Существующая задолженность по арендным платежам существенно превышает налоговые поступления в консолидированный бюджет республики от лесозаготовительной деятельности. За прошедший период пришли в упадок многие леспромхозы, которые являлись экономической базой существования отдаленных сельских и лесных территорий. В результате в настоящее время в ряде лесных поселков республики остро стоит вопрос безработицы.


За 20 лет производство сельскохозяйственной продукции сократилось на 60%, поголовье крупного рогатого скота - на 80%, сельскохозяйственные площади - почти в два раза. Прекратили свою деятельность многие сельскохозяйственные предприятия.


В условиях нестабильной ситуации в экономике и влияния негативных последствий мирового кризиса ВРП Республики Карелия в сопоставимых ценах в 2011 году практически соответствует уровню 2005 года. По показателю ВРП на душу населения отставание от среднего значения по Российской Федерации постоянно увеличивается. Если в 1998-1999 годах значения показателей были сопоставимы, то в 2010 году республиканский показатель составлял 76% от среднероссийского. По сравнению с 1991 годом объем промышленного производства сократился на 16%.


Отрицательная динамика развития базовых секторов экономики республики во многом обусловлена сокращением в два раза среднегодового объема инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах по сравнению с уровнем 1990 года. Таким образом, начиная с 1992 года накопленное недоинвестирование в основной капитал превысило 300 млрд. рублей в ценах 2011 года.


Сохраняются негативные тенденции в социальной сфере. В Карелии продолжает сокращаться численность населения. По сравнению с 1990 годом она уменьшилась на 150 тысяч человек, что существенно ослабило трудовой потенциал республики и грозит его дальнейшим снижением в условиях членства России во Всемирной торговой организации (далее - ВТО).


На протяжении последних 20 лет ожидаемая продолжительность жизни при рождении по Республике Карелия остается ниже уровня Российской Федерации. В 1990 году продолжительность жизни составляла 66,8 года (в России - 69,2 года). В 2011 году значение показателя по республике составило 67,1 года, что ниже российского показателя на 2,7 года.


Среднемесячная заработная плата одного работника в Республике Карелия до 2007 года была выше, чем по Российской Федерации. С 2007 года заработная плата в Республике Карелия ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В 2011 году она составила 22,2 тыс. рублей, что на 5% ниже российского значения.


Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума по Республике Карелия в 90-х годах отмечается ниже значения в целом по Российской Федерации. Несмотря на то, что за последние два десятилетия динамика данного показателя в целом имеет тенденцию к уменьшению, в настоящее время доля малоимущих граждан по Республике Карелия превышает российский показатель (в 2011 году она составила 16,0% всего населения, что выше уровня России на 3,2 процентного пункта).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»