Действующий

Об утверждении ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи "Адресная социальная помощь" на 2020 год (с изменениями на 18 декабря 2020 года)



2. Описание проблем и цели Программы


Малоимущей признается семья (одиноко проживающий гражданин), если совокупный среднедушевой доход семьи (доход одиноко проживающего гражданина) ниже величины прожиточного минимума. При этом и причина низкого среднедушевого дохода должна быть объективной, то есть не зависящей от воли лица, попавшего в трудную жизненную ситуацию. Причины могут быть самые различные - безработица, необходимость ухода за членами семьи, состояние здоровья.


Прожиточный минимум - это показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимальном уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрослых, социального и физического развития детей и подростков. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в Республике Карелия - Правительством Республики Карелия.


Величина прожиточного минимума за III квартал 2019 года на душу населения в целом по Республике Карелия составляет 13 795 рублей, что на 5,78% превышает величину прожиточного минимума за III квартал 2018 года (13 041 рубль).


Целью оказания государственной социальной помощи является поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан и граждан отдельных категорий, попавших в трудную жизненную ситуацию. При этом приоритетным направлением социальной защиты наиболее уязвимых групп населения является адресное представление социальной поддержки с учетом необходимых потребностей конкретного гражданина либо его семьи.


Предоставление социальной помощи, основанное на адресном подходе, в том числе на правильной идентификации нуждающихся граждан, является реальной помощью для преодоления трудной жизненной ситуации, которую граждане не могут преодолеть самостоятельно.


Адресный подход позволяет перераспределить ресурсы, выделяемые на социальную политику, в пользу особо нуждающихся категорий населения, увеличить размер пособий и других выплат, одновременно уменьшив бремя неэффективных расходов бюджета Республики Карелия. К особо нуждающимся категориям населения в первую очередь относятся малообеспеченные семьи с детьми.


Оказание государственной адресной социальной помощи и возникновение связанных с ней правоотношений являются следствием воли нуждающегося лица, выраженной в его обращении с заявлением об оказании государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения, а также решения указанных органов об оказании социальной помощи.


Таким образом, основной моделью социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения является адресное предоставление социальной помощи малоимущим категориям граждан, являющимся таковыми по независящим от них причинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Учитывая это, при формировании Программы исходили из принципа, который определяет, что социальная помощь предоставляется гражданам не по формальной принадлежности к той или иной социальной или социально-демографической группе населения, а с учетом нуждаемости - ограниченному кругу получателей из числа малоимущих семей (малоимущих одиноко проживающих граждан), определяемому Программой.


Федеральным законодательством предусмотрена самостоятельность субъектов Российской Федерации в принятии решений по определению размеров, условий и порядков назначения и выплаты государственной социальной помощи гражданам.


Действие Программы распространяется на определяемые Программой категории граждан, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с законом Республики Карелия, попавших в трудную жизненную ситуацию.


Реализация Программы содействует повышению уровня и качества жизни населения Республики Карелия, а также максимально возможному смягчению негативных последствий снижения жизненного уровня малоимущих слоев населения и ослаблению социальной напряженности в Республике Карелия.


Предпринимаемые действия по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам, к сожалению, не оказывают существенного влияния на снижение бедности в Республике Карелия, главным образом в связи с ограничениями бюджета Республики Карелия, сдерживающими рост размеров социальных выплат.