Действующий

Об утверждении региональной программы "Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры населения Амурской области на 2024 - 2030 годы" (с изменениями на 3 июля 2024 года)



2. Общее состояние финансовой грамотности и финансовой культуры в Амурской области


Уровень финансовой грамотности заметно различается в разных группах граждан. Люди более молодого возраста, а также граждане с высоким доходом, что часто обусловлено высоким уровнем образования и (или) проживанием в крупном городе, демонстрируют большую финансовую активность и, как следствие, более высокий уровень финансовой грамотности.


Заметно меньшую финансовую компетентность проявляют граждане старшего возраста, граждане с невысоким уровнем доходов, низким уровнем образования, проживающие в небольших населенных пунктах.


Взрослые граждане, в отличие от молодежи, менее восприимчивы к новой информации. Взрослый гражданин готов изучать новые для себя вопросы либо в случае осознания необходимости этого (например, для решения личных практических задач или при существенных изменениях внешней среды), либо в случае возникновения интереса к таким вопросам, в том числе под влиянием общественного мнения, поведения окружающих людей (эффект социального подражания), либо в профессиональных целях.


Поэтому в рамках реализации Программы необходимо повысить заинтересованность взрослых граждан в финансовой грамотности и формировании финансовой культуры.


Быстрое развитие цифровых технологий существенно изменило традиционные подходы к оказанию финансовых услуг. В настоящее время многие граждане в России могут совершать большинство финансовых операций в онлайн-режиме круглосуточно с помощью мобильных приложений. Развитие подобных решений, наряду с плюсами для потребителей финансовых услуг, привело также к росту мошеннических действий с использованием цифровых технологий, увеличению доли нелегальных участников финансового рынка, осуществляющих деятельность посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет).


В этой связи в рамках реализации Программы необходимо поставить задачу перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени. Для этого необходимо целенаправленное воздействие на все компоненты финансовой культуры через различные каналы коммуникации и соответствующих субъектов - государство, образовательные организации, финансовые организации, креативные индустрии, добровольцев (волонтеров), гражданское общество.


Положительное влияние на уровень финансовой культуры будет оказывать опыт пользования разнообразными финансовыми продуктами и услугами, рост уровня доходов, повышение доступности финансовых услуг и вовлеченности граждан в операции на финансовом рынке. Важную роль в этих процессах будет играть клиентоориентированный и этичный бизнес, нацеленный на долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами.


Еще один существенный фактор, который необходимо учитывать в процессе формирования финансовой культуры, - связанные с самой природой гражданина когнитивные и эмоциональные механизмы финансового поведения, которые приводят к ошибкам и нерациональным действиям. Поэтому повышение уровня финансовой культуры должно включать в себя не только финансовое просвещение, но и обучение людей общим навыкам принятия решений в условиях неопределенности и с учетом когнитивных искажений.


Региональная программа 2021 - 2023 позволила заложить устойчивый фундамент для дальнейшего повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан. Сформирована система управления мероприятиями программы повышения финансовой грамотности на региональном уровне в их взаимосвязи, внедрены эффективные инструменты продвижения финансовой грамотности в рамках системы образования, создана базовая архитектура работы со взрослыми гражданами через информационно-просветительские мероприятия.


Это позволяет ставить более сложные задачи на горизонт до 2030 года, связанные с формированием финансовой культуры и финансово грамотного поведения.